В этом парне было столько жизненной силы, доброты и позитива, что многие отказывались верить в его гибель.
А ночью был бой…
22 декабря прошлого года Валера отметил юбилей — 25 лет, к этому времени он находился на боевом артиллерийском посту в зоне СВО уже больше года. Отметили с сослуживцами весело. На видео, что ребята прислали маме Оксане Олеговне уже после гибели Валеры, видно, как по-доброму дурачились — что значит молодые, словно и не рвутся вокруг них снаряды, не охотятся за их жизнями дроны. А 3 января он и четверо его боевых товарищей погибли в результате бомбежки.
— В этот день Валера связался с нами днем где-то в половине третьего, потом прислал видео-отчет с благодарностью Анастасии Ирхиной и ее «Помогайке» за доставку гуманитарной помощи и приборов, благодарил земляков — «вы наш надежный тыл», — каждое слово дается Оксане Олеговне с трудом, боль не отпускает, но она и отец Валеры Юрий Владимирович стараются держаться ради детей. — Поговорили, посмеялись. Сказал, вечером позвонит. Но телефон молчал.
Юрий Ткачев, отец Валерия:
Уходя, сын сразу сказал: «Пап, там наши пацаны, даже и не отговаривайте, должен пойти и пойду, каждый сам принимает решение».
Оксана Олеговна ночью связалась с Юлей, женой его друга Сергея Гарькуши из Медведовской (они воевали вместе, Сергей погиб позже Валеры), просила узнать, что случилось, почему сын не выходит на связь. Узнала, что был бой, их бомбили.
Надеялись, что это не он
Судьба парня хранила: за год с лишним ни ранений, ни даже царапины. Он звонил родителям и любимой девушке Алене в каждую свободную минуту. Слал видео и фото, тут же удаляя их в целях безопасности со своего телефона. Отказаться от этого не мог, ведь телефон, словно тонкая ниточка, связывал его с теми, кого он бесконечно любил. А они находили любой подходящий случай, чтобы передать ему посылки из дома.
…Оксана Олеговна перелистывает странички в телефоне, заполненном до отказа тем, что стало памятью о любимом сыне, и говорит, говорит, тайком утирая глаза. Здесь он живой, веселый, передает привет, благодарит хуторян и родных за помощь, заботливо спрашивает, все ли есть у малых — братьев и сестры.
Как узнали о гибели сына?
— 4 января к нам приехали родственники из Темрюка, сидели за столом, — вспоминает Оксана Олеговна. — И тут звонок от Юли. Она и сообщила страшную весть. Потом позвонил командир, и еще много кто звонил. Мы думали, что это нас никогда не коснется…
Администрация поселения взяла на себя все заботы о доставке погибшего на хутор. Родители до последнего не верили: может, не он, пока не увидели своими глазами. Ранее им сообщили, что сын скончался от множественных осколочных ранений. Но действительность оказалась еще страшнее. Обгоревший воинский билет и жетон — это все, что им передали.
В семье было равноправие
В многодетной семье Ткачевых четыре сына — старшим был Валерий, Саша, Максим и Вова, которому на днях исполнилось четыре года, и дочка Дарина. Дети росли в любви, но и в строгости, не избалованными, знали, каким трудом достается родителям достаток в доме. Содержать большое хозяйство, коров и бычков, непросто, и дети, видя это, тоже стремятся во всем помогать. На вопрос — какая у них семья, дружная? — Юрий Владимирович отвечает не задумываясь:
— Наверное, да. Мы все делаем сообща. Если надо решить какой-то вопрос, садимся все за большим столом и обсуждаем, и даже Вовочка имеет голос. Мы держим большое хозяйство, дети должны знать, как деньги зарабатываются.
В Медведовской, где семья жила ранее, Валера окончил семь классов, доучивался на хуторе Ленинском, получил профессию, связанную с железной дорогой. Срочную служил в Буденновске, в артиллерии, видимо, хорошо служил, так как вернулся в 2018-м домой с нагрудным ведомственным знаком отличия — черным крестом «За службу на Кавказе». По примеру родителей решил сам встать на ноги и завел хозяйство. Ведь планы на будущее — а рядом с собой он видел только любимую Алену — были большие. Чтобы и достаток был, и своя крыша над головой. Он во всем был такой вот, обстоятельный. А еще жизнерадостный, добрый и заботливый. Но в мирную жизнь ворвалась необходимость встать на защиту Родины.
Мстили за погибших друзей
— Вечером 24 сентября 2022 года позвонили из военкомата, Валеру призвали по мобилизации, — Юрий Владимирович помнит все буквально по минутам. — А наутро сын уже был на сборном пункте. Ранее в зоне СВО погиб его друг, с которым они вместе учились. Нам сказал сразу: «Пап, там наши пацаны, даже и не отговаривайте, должен пойти и пойду, каждый сам принимает решение». Провожали его всей семьей.
Мобилизованных отправили сначала в Молькино, где распределяли в части согласно воинским специальностям. Артиллерист? — значит, в гаубичный самоходно-артиллерийский дивизион. Далее путь лежал в зону боевых действий, в Херсонскую область.
Валера оказался самым молодым в подразделении, вот и прозвали высокого крепкого парня Малой, и это стало его позывным. Служил наводчиком. На одном из многочисленных фото, которые Алена сегодня собирает в альбомы, — бойцы батареи и снаряды с надписью: «За Милана». Милан Гаибназаров, тоже новоленинец, ушел на СВО в тот же день, что и Валера. Погиб в феврале 2023 года в ДНР.
Мыслями был «там», с ребятами
Летом 2023-го боец в первый и последний раз побывал в родном доме в отпуске. Тогда же сделали общее семейное фото на память, оно, увеличенное, висит теперь на стене в гостиной.
— Ничего не рассказывал нам про то, что там происходит. Говорил, что нельзя. А я думаю, он просто нас жалел, — продолжил отец. — Изменился сын: о боевых действиях, пленных — молчок, запрет. Говорил с нами, а мыслями весь «там», рядом с ребятами, все время звонил им, тревожился, переживал. А нам только: все хорошо, мы победим. Мы потом от ребят о многом узнали — они нас не оставляют, приходят, помощь предлагают. И о том, что разные люди встречались на освобожденных территориях, кто-то со слезами радости встречал русских, а случалось, передавали нашим бойцам отравленную еду.
Две недели отпуска пролетели как один день. Но с пользой. С родными повидался, съездили с Аленой в Темрюк. И успел купить для будущей молодой семьи главное — дом, под честное слово и обещание расплатиться полностью. В апреле этого года планировали во время его отпуска сыграть свадьбу. Мечтали: а может, и СВО к тому времени закончится? И кольца уже купили, дело было только за костюмом и платьем невесты. Не случилось…
…Мы разговариваем, а младший Вова заглядывает в телефон в маминой руке, видит на видео брата и на детском картавом языке уверенно говорит: «Это мой Валера». Дети, как и родители, тоскуют по старшему. Умом можно все понять, а вот сердце не все принимает…