Новокорсунец Сергей Санников человек разносторонний. В свои 60 с хвостиком работает баянистом в детском фольклорном ансамбле «Красуня», в свободное время вышивает крестиком цветные панно с родными уральскими пейзажами, портреты, а еще собрал более полутора тысяч виниловых пластинок.Звучащие конверты. Полторы тысячи, а может и больше, грампластинок, собрал Сергей Петрович с 1964 года. В 14 лет он уже имел свою трудовую копейку: играл на гармошке в городском детсаду. А так как музыкант-самоучка имел большую склонность к музыке, то по примеру друга, обладателя значительной по тем временам фонотеки с записями современной музыки, решил собирать грампластинки. — Музыку я любил инструментальную, такую часто передавали в радиопередачах «Маяка». Особенно впечатляли редко звучащие джазовые мелодии. Где брать-доставать пластинки не представлял, а потому в первый раз, получив зарплату, поехал в Свердловск в большой фирменный магазин грампластинок, — рассказывает Санников. Первый диск. Его Сергей Санников выбрал случайно. В магазине среди множества пластинок эта — с иностранной фамилией на синем конверте, стоимостью в 4 руб. 15 копеек, изданная по чешской лицензии, — выглядела очень скромно, хоть и стоила на рубль дороже… Что кроется за именем дирижера Карла Влаха и его оркестра, он даже представить не мог. Когда дома поставил пластинку на проигрыватель, то от услышанного просто обомлел. Эта «инструменталка» и сейчас, спустя 50 с лишнем лет, восхитительна, современна и даже звучит без обычных для старых пластинок хрипов, скрипов и перескакиваний из-за царапин с одной дорожки на другую. Сейчас у Санникова японский проигрыватель «Пионер». А тогда был отечественный ламповый «Факел» с монофоническим звучанием: о бытовом «стерео» в нашей стране никто еще не слышал. У «фарцы» не покупал. У каждого диска своя история. Сергей спустя неделю после первой покупки вновь собрался в Свердловск. Случайный успех повторить не удалось: магазин был почти пуст, у фарцовщиков же, круживших около входа, выбор был такой, что глаза разбегались. Они, словно волшебники, взмахивали полами пальто, а там — рядами диски с фамилиями, которых подросток и слыхом не слыхивал. Зато он знал множество случаев, когда обманывали меломанов, за огромные деньги продавая им старые диски с самоклеенными цветными этикетками. — Боялся обмана, поэтому ни разу у них ничего не приобрел. Зато однажды купила моя будущая супруга Наталья. Она так хотела мне понравиться, что в 1972 году за 15 рублей взяла у фарцовщика диск-гигант польской группы «НО-ТО-ЦО», чем окончательно покорила мое сердце. Ведь прекрасными была и музыка, и моя Наташа, — вспоминает Санников. Три равнозначные доли. Свои коллекционные предпочтения Сергей Санников разделил на три равнозначные для его души части. Одна треть — джаз и инструментальная музыка, во второй — великие исполнители, в третьей — знаменитые группы. Джаз, как заметила жена Сергея, сама в прошлом музыкант и солистка новокорсунского ВИА «Друзья песни», это музыка для музыкантов. По-настоящему ценить, находить удовольствие в частом прослушивании импровизационных джазовых «коленцев» таких исполнителей как, например, кубинские трубачи Диззи Гилеспи и Артуро Сандовал, может далеко не каждый. Вот Санников может! С удовольствием Сергей слушал не только джаз, но и классику рока. В его коллекционной дискографии Том Джонс, Элвис Пресли, Мик Джаггер с «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Пинк Флойд», другие, но, в первую очередь, там есть музыка «Битлз». Их для себя, рассказывает Сергей, он открыл в 1974-м, когда ему попался диск британской группы «The federals». Сейчас ее мало кто знает и помнит, а вот в советские времена для многих меломанов стран соцлагеря она стала настоящим прорывом в мир рока. Ведь «федералы» талантливо перепевали песни «битлов», чем, собственно, и прославились. Записанный в Англии и отпрессованный в Румынии огромным тиражом диск разошелся по Польше, Болгарии и т. д., каким-то образом достиг Союза, попал к Санникову. Секрет, где приобретались пластинки не уважавшим фарцовщиков Санниковым, оказался простым. Выручал друг, живший в Киеве, часто ездивший за границу, многое в коллекции приобретено на развалах в тяжелые 90-е, а также в начале 2000-х. Длинноволосая молодость. В коллекции Сергея настоящие мировые имена, советской эстрады немного. Есть Пугачева, группа «Ариэль», «Песняры», очень талантливый диск Давида Тухманова «По волнам моей памяти», некоторые другие. Их Санников приобретал для работы, ведь созданный на Урале в 70-х вокально-инструментальный ансамбль «Друзья песни» почти полным составом переехал жить и работать в тимашевскую станицу Новокорсунскую, туда, где творчество всячески поощрялось и поддерживалось местным колхозом. Сергей руководил ансамблем и играл на гитаре, его Наталья солировала. Позже ей на смену подросла дочка Юрия Лазарева — Светлана, которая стала впоследствии знаменитой эстрадной звездой.Играли, вспоминает Сергей Санников, многое. Репертуар перекочевывал на сцену из приобретенных дисков. Пели советское и заграничное. А так как английского никто не знал, то исполняли на абракадабре, записанной с пластинок на слух, или делали русский «вольный перевод», по сути придумывая новый текст. Живой винил. — Почему собирал всю жизнь именно пластинки? — отвечает на мой вопрос Сергей Петрович. — Потому что в то время другого ничего и не было. Не собирать же мне было «музыку на костях». Срок службы записи, сделанной на рентгеновских снимках, всего три прослушивания. А потом, я стал уважать диски за особенный живой и чистый звук. Магнитофонные записи — уже не то, а оцифрованные, особенно в формате МР3, тем более. Грампластинка — вещь уникальная, ей уже больше 110 лет, и она пережила все возможные музыкальные форматы. Ведь только на ней можно услышать, как дышит певец, как скользят по струнам гитары пальцы музыканта. В пластинке есть душа. Фото Архипа Ларченко