Мы познакомим вас с историей этого крупнейшего в районе предприятия, и помогут нам в этом материалы, собранные в местном деповском музее, который основал в 1984 году бывший машинист Евгений Скороходов. Ветерана уже нет в живых, но дело продолжает его коллега Анна Сычева. Более двадцати лет она трудилась на железной дороге слесарем, инженером, а сейчас является хранительницей музея и охотно согласилась стать нашим гидом в вековое прошлое предприятия.

Легких путей не искали
Бурное развитие экономики в начале прошлого века требовало создания качественно новых транспортных сообщений. В 1911 году по инициативе Кирилла Трофимовича Живило (учителя по образованию) было создано акционерное общество «Черноморско-Кубанская железная дорога». 10 апреля 1912 г. началось ее строительство, а уже спустя год через станцию Тимашевская шла перевозка грузов. До конца 1913 года по линии Екатеринодар-Приморско-Ахтарск было перевезено до 30 тыс. пассажиров, 10 тыс. пудов багажа и 1963,9 тыс. пудов грузов.
Интересный факт. В первый год работы нашей железной дороги не было продано ни одного детского билета. Поначалу с опаской к ней относились и многие взрослые. В то время для земляков паровоз был примерно как для нас сегодня космический аппарат.
В фондах Госархива Краснодарского края имеется запись заседания правления Черноморско-Кубанской железной дороги: «16 марта 1913 года на машиниста Екатеринодарского паровозного депо Схино О.В. возложить исполнение обязанности начальника депо Тимашевская с выплатой суточных». Эта дата и стала днем основания Тимашевского депо.
Первое здание депо было деревянным — с одной смотровой канавой, кузницей и мастерскими. Имелся ручной сверлильный станок, поршни забивали шпалами, буксовые подшипники изготавливались вручную. Из-за отсутствия сварочных аппаратов детали соединялись заклепками. Один двигатель «Перкун» мощностью 12 л. с. вращал центробежный водяной насос и приводил в движение токарный арматурный станок.
Первая мировая война замедлила развитие предприятия, но уже в 1916 году были построены кирпичное здание депо веерного типа на 10 канав с мастерскими и поворотным кругом. В мастерских стояли три токарных станка и станок для обточки бандажей. Два двигателя мощностью по 50 л. с. приводили в движение станки. Эксплуатационный парк состоял из 31 паровоза.

«Истребитель буржуазии»
Революцию 1917 года железнодорожники горячо поддержали, и история коллектива паровозного депо Тимашевская полностью отражает этапы становления Советской власти в стране. Деповцами был построен бронепоезд «Истребитель буржуазии» № 2, он нес охрану участка Тимашевская-Величковская. Командиром бронепоезда стал машинист паровоза Тытюков Петр Харитонович, который позже был пленен и изрублен шашками, когда в августе 1918-го белогвардейцы заняли Тимашевскую и учинили расправу над ее защитниками и их семьями. Немало трагических событий произошло здесь в годы гражданской войны. Станция Тимашевская несколько раз переходила от красных к белым, и только 5 марта 1920 года Красная Армия освободила станицу Тимашевскую. Добровольческая армия белых, отступая в сторону Новороссийска, взрывала мосты, здания, стрелочные переводы, ж/д пути. Депо стояло без крыши, были повреждены паровозы, станки, не было запчастей, топлива.

Энтузиазм первых пятилеток
20—30-е годы стали годами героического самопожертвования во имя построения коммунизма. Предстояло в сжатые сроки преодолеть разруху, холод, голод, беспризорность, бандитизм и эпидемии холеры, тифа. Из-за отсутствия стройматериалов мастерские депо восстановили по временному варианту: крыша — на деревянных ветхих столбах, вместо котельной для обогрева использовали паровоз, из 18 станков только 10 оставались исправными.
В депо проводились бесчисленные субботники и воскресники, недели транспорта: «Да здравствуют здоровые паровозы!», «Неделя сбора железа» и др. Не хватало рабочих и специалистов. В январе 1922 года объявили повсеместную трудовую мобилизацию бывших железнодорожников в возрасте от 18 до 50 лет. На 20 ноября 1923 года на ж/д узле работали всего 413 человек, в том числе 37 женщин.
По призыву партии «Каждый рабочий должен обучить своей профессии члена семьи (жену, сестру, брата, сына, дочь…)» в железнодорожных училищах и на курсах при дортехшколах овладели профессией помощника машиниста дочери работников депо и ж/д узла: Лопато (Астафьева) Лидия Николаевна, Скиба (Паненко) Клавдия Прокофьевна, а также комсомолки Белоглазова (Жабот) Клавдия Мефодьевна, Боберец (Шейкина) Мария Арсентьевна, Щербакова Надежда Филипповна и другие.
В 1924 году на 1-й конференции рабочей молодежи железнодорожного узла решено было построить здание клуба на 350 мест, с фойе, библиотекой, комнатами для кружковцев. Строили его и стар и млад. Открытие состоялось в 1926 году.
1935 год стал началом коренной перестройки работы ж/д транспорта, ломки устаревших норм и технических процессов. В депо обновляется оборудование ремонтных цехов. Новые методы вождения привели к удлинению участков обслуживания, увеличению веса поезда и технической скорости.

«Смерть фашистским оккупантам»
Героическую страницу в историю Тимашевского ж/д узла вписали железнодорожники в годы Великой Отечественной войны. Вероятно, вспомнив опыт гражданской войны, они уже в октябре 41-го взялись за строительство бронепоезда. Днем и ночью шла работа по обшивке всего состава броней. Чтобы сделать его еще более неуязвимым для врага, пустоты около 20 см шириной между обшивкой заливали бетоном. Укомплектованный пушками и пулеметами с разбитых кораблей Азовской флотилии, бронепоезд «Смерть фашистским оккупантам» представлял по тем временам довольно сильную боевую единицу. Он нес патрульную службу на перегоне Ейск-Старощербиновская. В период летнего наступления гитлеровцев в 1942 году бронепоездом было уничтожено свыше 20 танков и более 500 вражеских солдат. Позже он прикрывал прорыв Азовской флотилии в Черное море, участвовал в обороне Новороссийска. В составе его команды были 140 человек, в том числе 54 добровольца-железнодорожника. А всего на фронтах Великой Отечественной воевали 120 работников депо, десять из них участвовали в штурме Берлина. Николай Нестерович Артамонов и Алексей Филиппович Шендрик стали участниками Парада Победы 1945 года.

Тимашевский почин
После войны в стране ощущалась огромная нехватка локомотивов. Искореженные снарядами, они валялись вдоль железнодорожных путей в ожидании заводского ремонта. Но заводы стояли в руинах, им самим требовалось восстановление. И тогда тимашевские железнодорожники выступили с новой инициативой — восстанавливать паровозы в условиях депо.
На трудовом энтузиазме, подручными средствами, без новых запасных частей, располагая минимумом станочного оборудования, в нерабочее время, они «лечили» изуродованные войной паровозы. Восстановленный в Тимашевске паровоз СУ 215-50, известный всей стране как «Голубой локомотив», на смотре в Краснодаре среди прочих восстановленных паровозов занял первое место и был отправлен в агитпробег до Москвы и обратно. На узловых станциях тимашевцы останавливались обменяться опытом, их встречали музыкой и цветами, а в Москве в их честь состоялся концерт в кремлевском дворце. Почин тимашевцев был подхвачен и стал чуть ли не вторым стахановским движением. За три послевоенные года в тимашевском депо восстановили 32 локомотива, а всего железнодорожниками страны по методу тимашевцев было отремонтировано более 2600 паровозов!
4 ноября 1977 года «Голубой локомотив» паровоз СУ 215-50 был установлен на вечную стоянку в депо Тимашевская.
Почему голубой. В те далекие времена паровозы красили в черный или темно-зеленый цвет, но чтобы выкрасить восстановленный паровоз, в депо не было вообще никакой краски. С трудом отыскали в одном из колхозов чудом уцелевшую после войны бочку с краской, она оказалась голубого цвета. Ею и решено было покрасить локомотив.

Время новаторов
Паровозы различной модификации эксплуатировались в депо вплоть до 1964 года. Затем начался переход на тепловозную тягу, а в семидесятых в депо стали поступать электровозы. Труженики депо в это время успешно сочетали работу с учебой, готовясь к эксплуатации новейшей техники, к современным технологиям. Благодаря тому что в коллективе трудилось немало специалистов, обладающих высокой технической грамотностью, новаторов, рационализаторов, депо стало испытательным полигоном для разработок ученых и внедрения их в производство.
В 80—90-е годы строятся новые цеха, которые оснащаются новейшим оборудованием, предприятие пополняется современными локомотивами, оно превращается в мощный железнодорожный узел. Решаются многие социальные вопросы, строятся жилые, спортивные и культурные объекты. Депо выходит на всесоюзный уровень социалистического соревнования, занимает призовые места в дорожном и отраслевом соревнованиях. О трудовых подвигах коллектива депо станции Тимашевская рассказывала специальная экспозиция на ВДНХ. Немало славных страниц в историю своего предприятия вписали семейные династии Кулик, Байдаченко, Савченко, Чистяк, Ладатко, Пашкун, Уваровых, Барышевых и др.

* Живило Кирилл Трофимович, инициатор строительства и первый председатель правления АО «Черноморско-Кубанская железная дорога»

* В 1916 году в Тимашевске построили кирпичное здание паровозного депо веерного типа,
в котором одновременно могли ремонтировать до 10 локомотивов

* Слесарь, токарь, а позже бригадир механического цеха Захар Михайлович Черкасский участвовал в строительстве бронепоезда, был незаменимым специалистом при переоборудовании паровозов с угольного на нефтяное отопление

* На этом снимке бойцы добровольной пожарной дружины. 1925 год

* Около тридцати женщин в военные годы работали помощниками машинистов паровозов и кочегарами. В 1940 году в дортехшколе профессией помощника машиниста овладели Костюченко Л.Г., Рубцова В.А., Терещенко, Р.П., Смутько Н.Н., Андрусенко Т.Ф.

* Клавдия Мефодьевна Жабот всю войну проработала помощником машиниста, потом самостоятельно подготовилась на машиниста и 24 года, до ухода на пенсию, работала машинистом паровоза

* Председатель совета музея Анна Петровна Сычева вместе с активистами постоянно пополняет музей депо новыми историческими документами, проводит познавательные экскурсии и уроки мужества

* За годы войны немецко-фашистские оккупанты разрушили в стране более 16000 паровозов, 1065 из них были пригодны к восстановлению и дальнейшей эксплуатации. За три послевоенных года в тимашевском депо были отремонтированы 32 локомотива, а по их методу в стране вновь поставили на колеса более 2600 паровозов

* Коллектив депо с энтузиазмом взялся за восстановление первого паровоза. Комсомольская организация объявила шефство над этим паровозом, призвав каждого комсомольца в свободное время отработать на его восстановлении не менее 16 часов. Горячее желание вновь потрудиться на благо родины изъявили пенсионеры котельщик Плетнев, слесарь Полянский и другие

* В 50—70-е годы единственный духовой оркестр в районе был у деповцев. Именно этот оркестр открывал тогда все праздничные демонстрации в Тимашевске

* 3 ноября 1984 года в честь 70 летия депо было торжественное открытие музея. Инициатором его создания стал ветеран депо бывший машинист паровоза, тепловоза, орденоносец Евгений Федорович Скороходов. Им лично было собрано огромное количество воспоминаний и фотографий по истории депо

* За вековую историю тимашевским депо в разные годы руководили более 20 начальников. Длительное время у руля предприятия стоял Умнов Виктор Александрович. Именно при нем в 70-х годах начали строиться корпуса электровозного депо, которое стало испытательным полигоном для разработок ученых и внедрения их в производство

* Так выглядела территория тимашевского депо в 2009 году