Благодаря Крымскому мосту, открытому для автомобилистов в мае 2018 года, добраться в «рай» из Тимашевска на машине можно всего за семь часов пути.
Почему Новый Свет. Изучать туристический путеводитель, приобретенный еще в прошлое (паромное) посещение Крыма, мы стали сразу же после открытия автомобильного движения через Керченский пролив. Куда поедем? В Новый Свет! Там 470 гектаров двухсотлетнего можжевелового леса. Там разделенные древними скалами бухты называют по цвету морской воды — Зеленая, Голубая, Синяя.Там ландшафты, запечатленные в старых советских фильмах «Человек-амфибия», «Остров сокровищ», «Туманность Андромеды». Там в 1878 году князь Голицын купил имение и начал первые опыты по выделке отечественного шампанского. Построенной им винодельне — ныне завод шампанских вин «Новый Свет» — в этом году исполняется 140 лет. Там всего около полутора тысяч человек местного населения и тупиковая дорога-серпантин из Судака, которая больше никуда не ведет. Там не бывает резких перепадов суточных температур воздуха: горы — Коба-кая на западе и Сокол на востоке — защищают поселок от холодных потоков. Ночью 20, днем 22ºС — это в «раю» обычное дело. И знаете, путеводитель не обманул — место оказалось на редкость живописным и ни на что ранее виденное не похожим.
Без пробок. Семь часов — это не много. Это же время мы зачастую проводим в пробках на пути к своему побережью, до которого, по-хорошему, два-три часа езды. А здесь — с ветерком, без остановок, мимо выжженных солнцем диких степей полуострова, растянувшихся вдоль трассы пляжей Феодосии и многочисленных достопримечательностей. Самая первая — Крымский мост, торжество инженерной мысли. Хотела уловить момент, когда будем въезжать на него, но не получилось. По факту мост начинается на территории Тамани: ты просто едешь по новой четырехполосной автостраде, которая в какой-то момент из надземной становится надводной. Полноценному обзору мешают ограждения, зато хорошо видно, как идет строительство железной дороги. И, конечно, волнующий момент — проезд через судоходную арку Керченского пролива. Масштабное строительство продолжается и на территории полуострова. Здесь строят автотрассу «Таврида», тянут железнодорожную ветку, линии электропередачи. Крым, в который Украина, похоже, не вкладывала ни копейки еще с тех времен, когда он был всесоюзной здравницей, давно не видел такого размаха. По обеим сторонам дороги горы завезенного инертного материала поднялись выше крымских холмов, везде задействована современная дорожно-строительная техника, виднеется передвижной асфальтобетонный завод. Даже в праздник (домой возвращались в День России) строители не прекращали работ. От Керчи до Судака, в округ которого входит поселок Новый Свет, 148 км. Это примерно 3 часа пути и 14 литров бензина. До Нового Света еще 7 км по серпантину
По пути. При желании, если нет цели быстрее добраться до места, в увлекательную экскурсию можно превратить всю поездку от Керчи до Нового Света. По пути встречаются храмы, крепости, дома-музеи знаменитых художников и писателей, ведь Крым всегда был привлекателен для творческой интеллигенции. Картинная галерея Айвазовского и дом-музей Александра Грина — в Феодосии. В Коктебеле в доме художника и поэта Максимилиана Волошина тоже работает музей. Вдоль дороги установлены таблички с указателями, так что найти выбранный для посещения объект легко. Когда-нибудь так и будет, но не в этот раз. «Вы приедете?» — звонят нам из отеля, где у нас бронь. «Мы уже едем!».
Тихая гавань. Отель находим не сразу. Прохожие — сплошь курортники, тоже ничего не знают. На набережной охранники спрашивают, куда мы заселяемся, и поднимают шлагбаум. Это единственное заграждение здесь. Никаких сплошных заборов, на которые так богато кубанское побережье. Вид на море, горы, можжевеловую рощу ничто не закрывает. Наш отель — у самого пляжа, огороженной территории у него тоже нет. Ты просто выходишь из дверей и спускаешься к морю. Опять же не могу не сравнить с иными курортами Краснодарского края, где предприимчивые граждане понастроили всплошную гостевых домов, отгородившись металлопрофилем, так что отдыхающие сидят как в загонах. Зато — all inclusive. Надеюсь, со здешними заповедными местами этого не произойдет, когда бизнес неизбежно начнет освоение Крыма как курортной зоны. В этом плане хорошо бы брать пример с князя Голицина, которого в наши дни назвали бы социально ответственным инвестором.Дом шампанских вин. Пустынные берега новосветской бухты в конце XVIII века Екатерина II пожаловала французскому дворянину Галере. От него они перешли к князю Херхеулидзе. Однако сколько-нибудь значительное поселение возникло на территории после того, как Голицин приобрел в этих местах имение. Лев Сергеевич построил винодельню, дом для служащих, прорубил тоннельные погреба в толще горы и высадил пять сотен сортов винограда. Не сразу все получилось, но уже в конце ХIX века вина из здешних подвалов стали экспортироваться в Европу.Голицинский завод работает до сих пор, изготавливая шампанские и игристые вина. На нем можно побывать с экскурсией. Мы выбрали тур «Брютерианский»: посмотрели фильм про историю завода, побывали в тоннелях конца XIX века, где при постоянной температуре в 10—13ºС выдерживается вино в бутылках, и в энотеке им. Л.С. Голицина. Сам он был известным собирателем дорогих вин, его коллекция насчитывала около 44 тысяч бутылок. То немногое, что от нее осталось, хранится на винзаводе в Массандре. В местной же энотеке собраны лучшие экземпляры разных производителей, в том числе редкие вина. Экскурсия завершается дегустацией шести марок шампанских и игристых вин в голицинском подвале с особой атмосферой старины: на потолке кованая люстра, на стенах с налетом времени — подсвечники. Купить, что понравилось, можно в фирменном магазине на территории завода или в магазинах поселка.
БРЮТ — вид шампанских и игристых вин с низким содержанием сахара, то есть «очень сухое» по вкусу. Брют содержит только тот сахар, что был в винограде
Голицинская тропа. Отдав должное центральному пляжу в Зеленой бухте (крупнозернистый песок, галька, пологое дно и прозрачная в любое время суток вода), отправляемся в поход по тропе Голицына. Она прорублена на склоне горы Коба-кая на высоте 30—50 метров над уровнем моря и ведет к большому гроту. В средние века здесь был монастырь, позже Лев Сергеевич Голицин использовал грот для хранения вина: в стенах до сих пор сохранились ячейки, где и лежали бутылки. Виды с тропы — потрясающие. Внизу волна тихонько лижет огромные валуны. Сверху опасно нависла Коба-кая. Тропа огибает уступ и открывает вид на новую лагуну, за ней — еще уступ и еще лагуна. Древние скалы кажутся огромными ящерами, опустившими морды в морскую воду, да так и застывшими в камне. Впрочем, каждый видит свою картинку: кто-то слона, кто-то касатку. Тропа длинная — больше пяти километров, но мы дошли только до пляжа в Синей (разбойничьей) бухте, где когда-то прятались пираты. Гораздо более удобный пляж, царский (здесь вроде как купался Николай II, бывая в гостях у князя), находится в Голубой бухте. Идти до него далековато, но можно доехать на морском такси — предприимчивые владельцы моторных лодок наперебой предлагают свои услуги.
Морская прогулка. «Дельфины — это люди, которые не захотели жить на суше», — уверяет нас Виталий, капитан небольшого судна «Охотник», пообещавший нам незабываемую встречу с этими животными в открытом море. Я же была настроена скептически: «Да ладно, с чего бы дельфинам приплывать на потеху туристам» и вообще хотела на обзорную экскурсию по лагунам. И чуть было не пропустила одно из самых невероятных приключений в своей жизни, потому что встреча с дельфинами в их естественной среде обитания не имеет ничего общего с шоу в дельфинарии. «Только не забывайте им хлопать, — предупредил Виталий, отчаливая от пирса, — они это любят и подплывают ближе». О, да! Они не просто подплывали, а норовили поднырнуть под нос лодки, выпрыгивали, окружали со всех сторон, мчались с судном наперегонки. Море вокруг нас, казалось, кипело. Красота, грация, мощь — столько дельфинов разом в непосредственной близости лично я не видела ни разу. По силе эмоционального воздействия мало что может с этим сравниться. С заглушенным мотором лодка дрейфовала в этой круговерти. Дельфины приковали к себе все наше внимание, и время, казалось, остановилось.Увы, целая стая приплыла сюда не для встречи с нами, а чтобы подкормиться вблизи рыболовецких судов. Что, впрочем, нисколько не умаляло зрелища. В конце концов они у себя дома, это мы здесь гости, нарушившие покой хозяев морей.
— У меня есть мечта поплавать с дельфинами, пока она осуществилась только во сне, где я плавал с огромным, килограммов под триста, дельфином, думаю, это был бабушка-дельфин, — откровенничает наш молодой капитан.Бог его знает, сколько раз на дню он рассказывает туристам эту трогательную историю. Но, прощаясь, я в благодарность за удивительную морскую прогулку желаю Виталию, чтобы все его мечты осуществились. И, окидывая взором красоты новосветской бухты, ловлю себя на мысли, что теперь у меня тоже есть своя мечта.
В Черном море водятся три вида дельфинов: крупные афалины, средней величины белобочка и самый маленький дельфин азовка, или морская свинья.