известному пушкинисту мы пришли в гости в канун его юбилея.
Школа жизниАнатолий Михайлович долгие годы проработал в системе народного образования, для многих тимашевцев был учителем, соратником, другом и просто хорошим человеком. Сегодня он с улыбкой вспоминает, как директор первой в его жизни школы, где он начал работать, объяснил недочеты в преподавании молодостью. — И я все с огорчением думал: когда же перестану быть молодым. И вот оно, не успел повернуться и я уже далеко не молодой, — шутит юбиляр, уносясь воспоминаниями в далекое послевоенное время.
…1956 год, окончена десятилетка в медведовской школе № 2, в планах учеба на историческом факультете. Это эпоха Хрущева, человека из народа, нововведения которого до сих пор обсуждают. Одним из них было — до поступления в вуз выпускник должен поработать на производстве, на ферме и так далее. Поскольку юный Анатолий мечтал о школе и истфаке, он и отправился в школу. Директор восьмилетки № 24 (теперь это 13-я школа) Иван Степанович Солодкий, посмотрев его альбомы с рисунками, предложил место преподавателя рисования и библиотекаря по совместительству. Эти годы вспоминаются часто потому, что именно они стали определяющими в выборе жизненного пути и профессии. Все остальное — успехи и неудачи, награды и признание — было потом. Именно директор предложил молодому педагогу поступить на филфак и обещал часы. Потом был Ростовский государственный университет: Анатолий Михайлович до сих пор благодарен за те фундаментальные знания, которые он там получил, заочное отделение не было помехой для хорошего образования.
Одиннадцать лет работы в школе дали богатый практический опыт, приучили к трудностям, закалили характер и нисколько не убавили желания нести знания ребятне. Учителем надо родиться — прописная, казалось бы, истина подтверждалась всем жизненным путем Анатолия Семеряжко. Хорошего педагога заметили, сделали завучем школы на хуторе Ленинском: сначала это была 30-я школа, потом 8-я, сейчас коррекционная школа-интернат. Потом он стал директором и проработал там около семи лет. Следующим этапом в жизни была Чехословакия.
Пушкин в моем сердцеВ качестве отступления. Люди старшего поколения вероятно помнят, каким счастьем раньше было заполучить хорошую книгу, а уж подписное издание было верхом счастья. Очень много читали классики, собирали хорошие библиотеки, прививали интерес к чтению детям. Лучшим подарком была книга. — Отец привез из Тимашевска небольшую книжку-сборник произведений Пушкина 1949 года издания — мне тогда было десять лет. Вот эту, — показывает Анатолий Михайлович. — Она мне очень дорога. Позже я отдал ее в переплет, но просил оставить оригинальную обложку. А вторую книжку о Пушкине мне принесла в подарок моя тетя Поля. Она любила читать классику и мне пересказывала, говорила: Толя, читай романы, делая упор на букву О.
Как знать, стало ли это отправной точкой или сама жизнь с ее подарками и сюрпризами подвела черту под дальнейшим увлечением творчеством и жизнью великого поэта. Анатолий Михайлович говорит, что он и сейчас продолжает учить наизусть стихи Пушкина и других любимых поэтов, это вносит гармонию в душу и сохраняет ясность ума.
Учительствовать за рубеж Так вот, следующим этапом в жизни школьного учителя, директора стало предложение возглавить среднюю школу Центральной группы войск в Чехословакии. Командировка растянулась почти на долгих пять лет, но это были годы бесценного опыта общения и почти что дипломатии. А Пушкин — он всегда был рядом. Библиотекарь гарнизона заметила увлечение Анатолия Михайловича и предложила выступить перед офицерским составом в гарнизонном доме офицеров. Им понравилось.
— Я и до этого читал лекции перед разной аудиторией. А это была моя первая публичная лекция именно о Пушкине, — вспоминает он. — Потом просили выступить еще и еще. Я никогда не вел учета, но, мне кажется, я уже лекций двести прочитал перед разной аудиторией — и перед взрослыми, и перед школьниками. Последнюю читал совсем недавно в нашем музее. Рассказываю о творчестве поэта, семье, детях, родителях, родне. Очень интересна история жизни детей Пушкина, его потомков. Подробное изучение биографии великого русского поэта это такая энциклопедия. Шесть тысяч людей связано с его именем: его друзья, враги, власти, семья, окружение и так далее. Свидетельства, воспоминания современников поэта бывают настолько противоречивы, и это тоже тема для изучения и размышлений. И зачем мне это нужно? В 1979 году семья — Анатолий Михайлович, его супруга Любовь Ивановна и маленькая дочка — вернулась на родину. Ему предложили работу в райкоме партии инструктором, а супруге — должность главного агронома в райсельхозуправлении. Окончил школу лекторов-атеистов при Краснодарском крайкоме партии, читал лекции. Но жизненная тропа упрямо выводила его обратно, на учительскую стезю. И вот некоторое время спустя он завуч в 26-й школе, потом директор 5-й школы в Индустриальном. Последующие 16 лет — заведующий райотделом народного образования. В этом он оказался в некотором роде рекордсменом: ни до ни после никто не мог так долго удержаться на этом трудном и ответственном посту.
А тяжелые 90-е были на пороге. Сложный период для всей страны, все мы прошли его. Ассигнования на школу урезали, учителя не получали зарплату. Анатолий Семеряжко бился за то, чтобы выделяли средства хотя бы школе-интернату, коррекционной школе, детскому дому, ведь детей надо было кормить. Не уволил за годы руководства районо ни одного директора, сохранил школы. Его беспокойный характер и неравнодушие многим вышестоящим ох как не нравились. А он просто работал — честно, бескорыстно. В школах открывали профильные классы, вместе отделом культуры в целях эстетического воспитания и образования учащихся организовывали театральные кружки, проводили смотры хоровых коллективов, танцевальных. Вспоминает, что выговоров было много, но все же больше было наград.
Самыми яркими событиями нулевых стали два бала — в год 200-летия со дня рождения его обожаемого Пушкина и 175-летия любимого композитора короля вальсов Иоганна Штрауса. Пушкинский бал с участием старшеклассников района начался в музее и вылился на центральную городскую площадь. Это было большое событие в жизни молодежи, после которого Семеряжко звонили и спрашивали: а это что, все? и больше не будет? Первый удавшийся бал сподвиг повторить торжество. Как-то в юности он был очарован фильмами «Вена танцует» и «Большой вальс». И вот в Тимашевске снова все завертелось, хоть и не в вихре вальса, а порой и со скрипом, но бал близился. Были костюмы, танцы и даже запряженный лошадьми экипаж типа коляски. И триста счастливых ребят, одна из которых позже на выпускном преподнесет ему огромный букет — в память о том самом бале. Он буквально трясся, чтобы все прошло хорошо, никто не поранился. А когда все закончилось, пришел в кабинет, уронил голову на стол и сказал сам себе: и зачем тебе все это надо, ведь живут же другие спокойно. А он не мог.
Бесценный архивСпустя годы, с высоты прожитых лет Анатолий Михайлович о многом вспоминает с юмором. Ведь с годами приходит мудрость и отстраненность помогает на многое посмотреть как бы со стороны и оценить порой не так, как в те прошлые годы. Об одном сейчас если не печалится, то переживает заслуженный тимашевец — о том, что, вняв просьбам одного из руководителей района, он взялся за огромный и, можно сказать, непосильный труд — написать историю района в воспоминаниях современников, по архивным документам. Собранный бесценный материал не может лежать мертвым грузом или пропасть бесследно, он должен работать. Издать книгу ветерану образования не по силам. Так, может, музей семьи Степановых возьмет с благодарностью этот труд и он пополнит фонды новыми именами, событиями, фактами и свидетельствами.
Фото Архипа Ларченко