В микрорайоне сахзавода в Тимашевске в небольшой будке сапожника, где втроем уже не развернуться, сидит человек в длинном фартуке, завораживающе умело орудующий шилом и молотком. В советские времена подобные мини-мастерские были нередки и людским забвением не страдали. Еще бы, ведь мастер-башмачник мог, словно волшебник, превратить поношенные туфли в почти новые модерновые «шузы», а набойки ставил лучше фабричных. Тимашевский сапожник Евгений Демченко — из таких.
Профессия на все времена— Сапожник вымирающая профессия? Не соглашусь. Люди у нас с разным достатком, но сезонной китайской обувкой уже все «наелись», хотят ту, что носится годами. А за такой надо ухаживать, время от времени ремонтировать. Поэтому мое умение самое стабильное ремесло на все времена. Сами посудите: при сложной экономической ситуации к сапожнику идут, потому что на новую обувь нет денег. В случае же всеобщего процветания — покупают все больше сапог, туфель и тем чаще идут к сапожнику. Словом, мастер башмачник на свой кусок хлеба с маслицем всегда сумеет заработать.Об одном немаловажном обстоятельстве Евгений скромно умалчивает. На хлеб с маслом хватит мастеру хорошему, знающему и любящему свое дело, могущему вот так, как Евгений Борисович, сказать своим клиентам: «Носите с удовольствием. Мне за любую свою работу не стыдно».
…Сами мы не местныеНа Кубани Демченко недавно: он, жена и двое деток переехали в 2014 году. До сих пор в бывшей столице Казахстана Алма-Ате живут все ответвления рода Шкрепко. Эту родину не выбирали. Как рассказывала ему бабушка Дина Устиновна, в тридцатых годах прошлого столетия ее одну с тремя детьми из донецкого села выслали в далекий Казахстан. Высылали не за родовитость и нажитое богатство, не за открытое противостояние советской власти, просто так жребий лег: в казахскую степь отправилась каждая седьмая семья из села.Почти век спустя суживающееся русское пространство, беспокойство за будущее детей заставили семью уже внука бабушки Шкрепко двинуться в обратном направлении. Правда, поначалу решили ехать в Крым. Почти год там мыкались, решили вернуться на Кубань в Тимашевск.
Профессии учил немецКогда после восьмилетки стал вопрос, на кого пойти учиться, то профессию сапожника, признается Евгений Борисович, он выбрал не случайно: больше из лени. Друзей-башмачников в Алма-Ате у него было много и ему очень нравился их свободный график работы. Когда представители других профессий вынуждены были отсиживать положенные часы работы строго «от и до», то сапожник мог в любое время закрыть свою будку и отправиться «на базу». К тому же Женя искренне считал, что хорошим сапожником стать проще, чем, например, плохим врачом.
В Алма-Ате в конце 70-х было СПТУ-7, где учили профессиям из сферы бытового обслуживания. Преподавательский состав был отличный — сплошь мастера своего дела. Курс Демченко вел Роман Шульц, происходивший из репрессированных российских немцев. Основательный и немногословный, он тем не менее мог увлечь и заинтересовать подопечных работой с кожей. Учил не только принципу «починить, чтобы носилось», а заставлял думать творчески, создавать вещи удобные, ноские, красивые. Причислять себя к самым способным и любимым его ученикам Женя не решился бы даже сейчас, но, как оказалось, слушал и смотрел на мастера он все же не зря.
От цеха — к будкеВ 90-е, во время «разгула» кооперативного движения в СССР, Демченко в Алма-Ате развернулся круто. У него был собственный цех по изготовлению обуви и целый штат сотрудников. Шили повседневное и на выход, стандартное и нестандартное, туфли и сапоги, мужские и женские. Евгений рассказывает, что имеющееся оборудование, а главное набор модельных колодок, позволяли воспроизвести любую обувь с модного иностранного журнала.
Все кончилось, когда на просторы бывшего СССР хлынул Китай. Конкурировать с хоть и одноразовой, но очень дешевой продукцией не смогли не только мелкие предприниматели, но и большие фабрики. Те и другие в Казахстане стали закрываться один за другим. Евгений тоже распродал оборудование и из большого цеха вернулся к будке. Ремонт, по его словам, дело всегда востребованное.
— Зато моя юношеская мечта работать по свободному графику сбылась. Только вот за более чем 30-летнюю свою карьеру сапожника я ни разу не был в отпуске и, сколько себя помню, всегда работал, — рассказывает Евгений Борисович.
Профессия жива ученикамиВ Казахстане Демченко вырастил целую плеяду учеников. Говорит, обучал их премудростям мастерства и умению общаться с клиентами.
— Хорошему сапожнику достаточно шила, дратвы и молотка, чтобы починить принесенную ему вещь. Еще он должен придерживаться трех правил: делать работу хорошо, уметь общаться с людьми и не ломить цены за свой труд — и тогда без куска хлеба не останешься, — делится Евгений Борисович.
Очень жалеет он, что оказалась разрушенной советская система подготовки рабочих кадров. Поэтому своего сына собирается учить мастерству сам, благо, парнишка уже проявляет интерес.
Советы от сапожника Демченко. За любой обувью надо ухаживать, но это не значит, что можно стирать в машинке вместе с текстильными заодно и кожаные туфли с сапогами. Чтобы обувь носилась долго, надо покупать хорошую и не скупиться потом на крем для нее. Сапожник, конечно, может многое: поставить нестирающиеся набойки, поменять подошву и молнию, но только при условии, когда первоначальная вещь была качественной.
фото Архипа Ларченко