«Сам» Руслан!
Этот пункт есть чуть ли не во всех турпутевках. Гиды обещают, что во время уютной посиделки в сельской местности вам покажут и расскажут, как абхазы отмечают все основные события в своей жизни. Что при этом пьют, едят, говорят, как поют и танцуют.Для этого наша группа прибыла в село Дурипш Гудаутского района в родовую усадьбу Руслана Кокоскерия. Здесь надо сделать акцент и выделить слово «самого» Руслана Кокоскерия! Потому что человек в Абхазии значимый. Был инженером-механиком, но после грузино-абхазской войны, 15 лет назад, ему почти случайно пришла идея организовать для любознательных туристов застолье с экскурсией по своему подворью. Сейчас Руслан директор государственной Национальной туристической компании.
Хурма, киви и… родовые могилы
С большим ораторским мастерством рассказывал Руслан о своем селе, усадьбе, праве наследования родовых наделов у абхазов, о своем саде, что там растет, а также о том, что вообще предпочитают выращивать местные жители и что упот-реблять в пищу. Рассказ о сельских достопримечательностях у нашего хозяина был густо замешан на истории Абхазии, древней и современной, нашпигован легендами, подробными экскурсами в традиции, культуру и обычаи. Руслан не просто рассказывал, но и с гордостью показывал свои усыпанные хурмой деревья, идеальную по чистоте плантацию с киви. Поведал Руслан Львович о том, почему абхазы часто хоронят своих близких на родовой земле. Не во дворе, подчеркнул хозяин, а в специально отведенной для этого части сада, на расстоянии 50 метров от основного строения.
— Рождаемся, живем и умираем на своей родовой земле. Даже если бы и хотелось, вряд ли удастся продать участок земли с кладбищем в качестве довеска. Поэтому в семье, по традиции, самый младший, а иногда просто самый способный к сельской жизни остается жить в фамильном доме и обрабатывать эту благодатную землю, — поведал Руслан Кокоскерия.
Абыста с акудом
Экскурсия по абхазскому подворью проводится для большого количества людей. Как рассказал хозяин, летом, в пик сезона, ежедневно его подворье принимает по 500—600 человек. Чтобы всех их усадить за стол, в огромном дворе есть специальные строения с длинными столами. Прежде чем пригласить туда своих гостей-клиентов, Руслан показывает, как и где готовятся блюда, которыми будут потчевать. Главное блюдо стола каждого абхаза — абыста, кукурузная мамалыга, основная приправа к ней — акуд, то есть паста из фасоли со специями. Пропитываются гости и запахами шашлыка на мангалах, спускаются в винный подвал, где в полных (проверял!), вовсе не бутафорских бочках хранится вино, которое делает семья Кокоскерия.
От Калининграда до Камчатки
После экскурсии — застолье. На столах — горячая мамалыга, соус из фасоли, домашний сыр, соленья, свежие овощи, зелень, лаваши, мясо. Из напитков — красное и белое вино домашнего производства, чача, чистая местная родниковая вода, лимонады. Все просто и очень вкусно.Застолье ведет тамада — сам Руслан, который рассказывает о порядке обязательных тостов в Абхазии:
— Абхазы, произнося первый тост, обращаются к Всевышнему, благодарят его за все, просят помочь в грядущих делах. Второй — всегда за время, в котором мы находимся, чтобы оно было благословенным для людей, третий — за святыни и святых, которые покровительствуют земле Апсны (Абхазии), четвертый — за народы, чтобы жили они в мире и согласии, ну а последний бокал, который может быть и 99-м по счету, поднимают за здоровье каждого присутствующего.
Подняв свой бокал, хозяин обходит столы, спрашивая, кто откуда приехал: Калининград, Москва, Сочи, Ростов, Ярославль, Кострома, Бодайбо, Сахалин, то есть в тот день за столами собралась вся Россия. Стало понятно, почему так настойчиво, сажая лицом к лицу разных людей, перемешивал за столами гостей Руслан. Эта простая перекличка странным образом объединила людей, создала особое настроение.Застолье продолжилось, гости пили, ели, общались, любовались красивыми национальными танцами, плясали сами.
Немного экономики
Каждый участник за это застолье заплатил одну тысячу рублей. В сезон за то же самое меню платят и больше, по 1200—1300. Если по цепочке из этой суммы отстегнуть всем причастным к бизнесу — танцорам, обслуживающему персоналу, то все равно Руслану остается достаточно. Он сам говорил, что 15 лет назад ему оставалось от визита группы по 200—300 рублей. Сейчас — другое дело. Еще развитие этого вида туризма помогает укрепить экономику села, создать рабочие места среди местных жителей, уменьшить отток населения в города, повысить культурный и интеллектуальный уровень сельчан.
Агротуризм: там и у нас
Абхазский агротуризм можно назвать поточным производством. Унифицированным, доведенным до простоты, но весьма при этом эффективным по результатам. На Кубани, в частности в Тимашевском районе, ни один из существующих объектов агротуризма не является основным для его владельца видом деятельности. А если и является, то ориентирован не на агротуристов со всех концов России, а на просто гостей, которые могут приехать, сами побродить по живописным окрестностям, приготовить шашлычок или посетить ресторанчик, если таковой имеется, даже переночевать, если что… Не агрообъект, а этакая база с нарезанными делянками для уединенных пикничков и корпоративов. Наш агротуризм не предполагает общения, не знакомит с местным колоритом, кубанской культурой и обычаями, особенностями кухни. А поэтому пока сильно проигрывает абхазскому.
Руслан Кокоскерия, хозяин усадьбы: — Эта земля — вся наша жизнь. Потому что, друзья, слава Всевышнему, здесь не было, нет и, Господь поможет, никогда не будет никаких заводов и фабрик. Живем мы здесь этой землей, нас все устраивает. Огороды, сады, виноградники, крупный и мелкий рогатый скот, молоко, молокопродукты, куры, утки, индюшки, яйца — все, что необходимо для жизни. Так было, так есть, так, надеюсь, воля Всевышнего, еще долгие века будет.
О путешествии в Абхазию — страну души — здесь.
В чем секрет притягательности абхазского застолья
Смотреть в Абхазии есть на что: древние развалины замков, сторожевые башни, интересны даже руины недостроенных с советских времен гостиниц и пансионатов… Но, пожалуй, гости республики больше всего впечатлятся абхазским застольем.