Если в приоритете чистое море, пустынный пляж, природные красоты, исторические места и древние (и не очень) развалины, то добро пожаловать в страну души.
Ничего не изменилось
Впервые в Абхазии побывала в 2007 году. Впечатленная, написала статью: ах! — Голубое озеро, ух-ты! — Симоно-Кананитский монастырь. Упомянула, правда, про разруху и про то, что при каждом удобном случае предприимчивые жители страны души пытаются навариться на русском туристе (а других тут не бывает). Ну да ладно: зато горы, реки, озера, пещеры. В 2013 году восторгов поубавилось: Новый Афон встретил все тем же «расстрелянным» еще в грузино-абхазскую войну железнодорожным вокзалом; строительные леса, установленные для реконструкции мужского монастыря, почернели, не дождавшись ремонта. От оливковой рощи, взращенной когда-то монахами, строившими монастырь, осталось несколько деревьев. Старая глициния еще больше заплела трехэтажный дом с пустыми глазницами окон, мимо которого мы ходили к месту расположения основных достопримечательностей.
И вот год 2018-й. Съездила, вернулась, перечитала свою же статью 2007 года, поняла, что ее можно давать в номер без изменений: время в стране души словно бы остановилось. Разве что выросли цены, особенно на жилье; на Голубом озере, что по дороге на Рицу, вместо одного павлина сидят три («Фотография всего за соточку», — повторяет как мантру хозяин птиц). Водопад «Мужские слезы» высох, «девичьи» еще больше обросли ленточками, из-за которых и слез уж не разглядеть. Ах да, строительные леса на территории монастыря в Новом Афоне сняли (или они сгнили и упали сами). Отреставрирован только центральный храм, и то снаружи. Внутри фрески облупились еще больше. Но древности — они и в полуразрушенном состоянии древности и представляют большой интерес. Все здесь, на стыке эпох, пропитано историей.
Страна души
Они живут неспешно, не парясь по поводу замусоренных улиц, полуразрушенных зданий, «убитых» многоквартирных домов. И при каждом удобном случае повторяют: «Мы маленькая, но гордая и независимая страна». Иные добавляют: «И в вашей помощи не нуждаемся». Последнее весьма спорно, ведь независимость гордой страны оплачивается из кармана российского налогоплательщика: бюджет Абхазии в значительной степени зависит от российской помощи. Добавьте сюда затраты РФ по защите суверенитета и безопасности республики. Страна живет с агросектора и туризма: турпоток обеспечивается опять же российскими гражданами. Думаете, хотя бы кто-то здесь это ценит? В этом плане Абхазия напоминает мне моего кота — гордого, независимого, ничем нам не обязанного, воспринимающего трехразовое питание и теплый ночлег как само собой разумеющуюся вещь. Однако мы любим нашего кота. Вот и абхазов надо принимать такими, какие они есть. В конце концов это же страна души, а не тела.
Кстати. Убирают мусор, работают горничными, выполняют ремонты, чистят парковые водоемы здесь в основном мигранты. Со сбором денег с туристов абхазы справляются сами.
Зато какая природа!
Если «забить» на сервис, тут можно очень неплохо отдохнуть. Туристов мало, а следовательно — на пляже полно места и вода в море такая прозрачная, что видно каждый камушек. Если повезет, вы даже найдете хорошее семейное кафе, где всего за 200—250 рублей вас до отвала накормят домашней стряпней со свежим лавашом и нальют тягуче-сладкого вина из изабеллы.А какое буйство ничем не ограниченной флоры: олеандры, кипарисы, эвкалипты, пальмы, магнолии, мандариновые деревья, хурма, инжир, лианы киви, переплетающиеся с виноградными лозами. Здесь так хорошо гулять, дышать, наслаждаться покоем в окружении величественных гор. Постепенно начинаешь перенимать философию местного населения: зачем суетиться, спешить и беспокоиться по пустякам? Ведь ты уже в раю.
Горные красоты вас тоже не разочаруют. В Новоафонской пещере была уже в третий раз и снова испытала это чувство нереальности происходящего. Огромный, как Вселенная, каменный зал, далеко внизу дно подземного озера, по мосту в полумраке бредут люди, словно грешники в царство Аида. Всего залов девять, экскурсии проводят по шести: сталактиты, сталагмиты, каменные водопады… Но не вздумайте платить при входе 50 рублей за фотосъемку: в темноте все равно ничего не получится. А штрафом, похоже, просто пугают — внутри пещеры никто снимать не запрещает.
Знаменитое озеро Рица лучше созерцать издалека (за отдельную плату возят на обзорную площадку). Вблизи на мелководье виден какой-то хлам на дне, картину довершает полоска грязной пены. По дороге на Рицу будьте готовы к посещению пасек и виноделен: без лекции о целебных свойствах горного меда, трудолюбии пчелы-абхазянки и любимом вине Сталина вас не отпустят. Цель — сподвигнуть туристов на покупку. За проезд к водопадам запросят дополнительную плату: тут уж как хотите. Водопадами нас, жителей Кубани, не удивишь: этого добра и у нас навалом. А вот древние храмы, дворцы, крепости стоят того, чтобы познакомиться с ними поближе: действуют немного угнетающе и одновременно потрясают, завораживают. В них словно живет дух прежних обитателей.Впечатляют и сооружения советской эпохи: сразу становится понятно — это был элитный курорт, настоящая жемчужина, которая засверкает вновь еще очень не скоро.
Еще по теме: В чем секрет притягательности абхазского застолья
Фото Архипа Ларченко