О себе Новиков рассказывает: сам из Санкт-Петербурга, там же окончил военную академию связи. Но, как часто случалось в 90-е прошлого столетия, его знания и руки армии не понадобились: сократили, отправили в отставку в звании капитана. Новиков не пропал, перебрался на Кубань в Тимашевск, нашел работу системного администратора в АО «АР Картон». У него семья и куча увлечений. Как сам говорит, занимается всем понемногу: радиолюбительством с позывным третьей категории, а также астрономией, электроникой, столярными и плотницкими работами, любит путешествия с семьей по краю. А этим летом он построил настоящую лодку под парусом. О ней мечтал чуть ли не с самого детства. Недавно решил, что пришла пора заняться постройкой, причем сделать такое судно, чтобы ходить по речке Кирпили и чтобы проблем с учетом и регистрацией не возникало. С тем, что получилось, Новиков решил поделиться с читателями «ЗТ».
Своими руками и за недорого
Хотелось иметь небольшое и легкое суденышко для ходьбы под парусом. Самостоятельно придумать форму лодки не получалось. Все, что ни чертил, было или слишком сложным в постройке, или слишком простым, чем-то вроде чемодана с дыркой посредине. Поэтому решил найти готовый проект. Пусть хоть и платно, но надежно и оригинально. Пересмотрел множество сайтов в Интернете на данную тему, но найти подходящий вариант все же было проблематично. И вот как-то попался ему вариант готового кит-набора из водостойкой фанеры. Все детали будущего судна вырезаны на листах фанеры необходимой толщины. Остается только выпилить их, словно пазлы, и склеить в нужной последовательности. Но сайт был импортный и шибко дорого получалось, к тому же еще и доставка из-за «бугра» и растаможка. В общем, все было грустно.
Тогда начал прорабатывать данную тему в Рунете и наткнулся на объявление в стиле «швертбот своими руками и недорого». Фраза «недорого» зацепила, и попал с этого объявления на сайт нижегородской компании, занимающейся раскроем и резкой фанеры, 3-D моделированием и прочими интересными вещами. Из всего, что было на тот момент доступно для заказа, исходя из бюджета, — это швертбот «Оптимист» и швертбот «Тетра-270». Первый вариант был для Андрея маловат, этакий совсем детский вариант. А вот «Тетра» подходила, ее и заказал.
Лодка «сделай сам»
С эпоксидными смолами Андрей никогда в жизни не работал. Только видел, как его дед когда-то клеил различные вещи. Сколько и чего надо было налить и в какой пропорции смешать, чтобы приготовить клеевой состав в нужном количестве, не представлял даже и близко. Статьи в Интернете решить эту задачку не помогли. Поэтому решил заказать эпоксидную смолу там же, где и швертбот. И не ошибся. Пришедшие по почте «фирменые» составы смешивались в пропорции 100:50 и не растекались. Клеить было удобно, успевал до момента отвердения.
После сборки были произведены пропитка, шпатлевка и покраска, потом покраска швертбота изнутри. Затем комплектация всем необходимым для ходьбы под парусом. Да еще и тележку для транспортировки пришлось сделать, так как до ближайшего водоема около 500 метров!
Эх, прокачу!
В июне наступил долгожданный момент спуска готового изделия на воду. Транспортировка к берегу Кирпилей не заняла много времени и труда. Один человек на тележке вполне может перемещать лодку общим весом в 50 кг на расстояние, ограниченное только своей ленью.
— И вот мы на воде! Погода была отличной, безоблачной. Но ветерок для паруса был слабоват, всего 3—4 м/с. Отходить от берега пришлось на веслах из-за мели, а также по причине неопытности, из-за которой не могли сразу опустить выдвижной киль — шверт. Ветер временами пропадал вовсе или менял свое направление. Несмотря на это, швертбот пошел довольно живенько. Удивили легкость в управлении и устойчивость. Экипаж состоял из трех человек общим весом в 190 кг. Втроем на лодке длиной 2,7 м и шириной 1,2 м вполне оказалось просторно двоим взрослым и ребенку, причем без опасения опрокинуться.
Очень хорошо показал себя швертбот при ходьбе острыми курсами, что было неожиданно на таком маленьком судне. В общем, масса впечатлений и восторга! В месте спуска швертбота на реку открытой воды было примерно 500 м на 1,5 км. Очень просторно. Сразу ушли далеко от берега и стали пробовать идти разными курсами. Так как Андрей владел парусом только теоретически, то не ожидал, как легко можно идти под парусом и менять курс в нужном тебе направлении. Три часа пролетели незаметно…
Как только в лодке закончились все припасы воды и еды, взятые с собой на борт, команда подняла бунт и потребовала вернутся в пункт выхода на воду.
Вот такой был у Андрея первый опыт судостроительства и судовождения. Если вам стало интересно, то все технические подробности данного проекта швертбота можете уточнить на авторском сайте cnckits.ru, а также посмотреть там множество других очень интересных и оригинальных проектов различных типов судов.