В начале войны хуторской девочке из многодетной дружной семьи было лишь 11 лет. Всех мужчин из колхоза «20 лет Октября» (х. Тополи) призвали на фронт. Ее отец и брат тоже сражались на войне. Все тяготы ведения, уже тылового, большого колхозного хозяйства легли на хрупкие плечи женщин и детей.
До обеда Тамара училась в школе, а после мчалась на ферму помогать старшим: доила, убирала, кормила, делала все, что скажут взрослые. Позже стала прицепщицей на колхозных тракторах, а затем и трактористкой.
В 1942-43 годах, когда линия фронта шла через хутор, с такими же детьми-подростками, помогала советским солдатам рыть окопы. Занятия в школе прекратились. Есть дома было практически нечего. Сестры очень ослабли, а Тамаре выжить и быть сильной помогали кусочки хлеба, которыми с ней делились солдаты.
Когда немцы заняли хутор, расквартировавшись по всем домам, выгребая остатки снеди, тринадцатилетняя Тамара, не ведая страха, не понимая, насколько это опасно, была связной с партизанским отрядом:

— Я просто носила скрученные записки и оставляла в условленном месте.
Зима 1942-43 годов была очень суровой: дома засыпало, заметало снегом под самую крышу, толщина льда на реке доходила до 80 см. Кругом велись ожесточенные бои. Отходя, немцы взорвали мост.
В их доме еще продолжали находиться два немецких солдата. Связавшись с нашими, девочка вызвалась помочь им взять фашистов. С вечера, начистив автоматы и поставив их рядом, у печи, немцы заснули. Тамара переставила оружие в другое место и пустила в дом наших солдат. Застигнутые врасплох, фашисты практически не сопротивлялись.
Из-за взорванного моста технику и оружие советские войска переправляли через реку. Благо, толщина льда позволяла это сделать. А когда лед по берегам стал подтаивать, хуторяне несли доски и укладывали их на прибрежную подтаивавшую часть льда, давая возможность переезжать полуторкам и другой технике.
С какой радостью, любовью и теплотой люди встречали солдат Красной Армии. И хотя есть было нечего, тут же заваривали чай из собранных и высушенных летом вишневых листьев и жарили семечки.
…Фронт ушел. Работа в колхозе не прекращалась: пахали, сеяли, жали, убирали, выращивали скот.
В 1946 году на колхозном собрании 16-летней Томочке вручили государственную награду «За доблестный труд в ВОВ 1941—1945 годов».

О Валерии Гнилорыбове, который родился в фашистком концлагере, читайте здесь.