За двадцать с лишним лет творческого пути Петр Носиков создал такое количество работ, что сам уже сбился со счета. Удалось освоить все существующие в мире виды резьбы: плоскорельефную, рельефную, геометричную, контурную, прорезную, накладную, объемную.
Родной город — Грозный
Родился Петр Носиков и вырос в столице Чечни. Папа столяр, мама швея. А вот у сына рано обнаружились задатки творческого человека. Однако мальчишка ни о каком творчестве и не думал, мечтал стать космонавтом. Пришлось учителю в школе Тимуру Турчинову доказывать упрямому, а, главное, абсолютно не уверенному в себе подростку, что его судьба должна быть связана с искусством, в частности, с художественной обработкой металла.Родители с учителем были согласны, и в 1989 году после окончания 8 класса Носиков отправился в Москву поступать в знаменитое Абрамцевское училище — учиться на художника-металлиста.
Не было бы счастья
Однако конкурс в тот год в училище был 25 человек на место и парнишка из Грозного не поступил.— Не представляете, как я огорчился — как с таким позором возвращаться домой? И тут кто-то меня по плечу потрепал: «Не поступил… Не отчаивайся… Хочешь ко мне в училище?». Директор Богородского училища резьбы по дереву был в приемной комиссии и ему приглянулись конкурсные рисунки Петра Носикова.В сентябре Петр приехал в училище неподалеку от Москвы, и с порога его встретило настоящее Тридевятое царство с русскими тройками, пляшущими медведями, санями, сказочными птицами. Все это было работами выпускников Богородского. Вот тогда, по словам Носикова, он всем «своим нутром» почувствовал: резьба — это то, чему он хочет научиться!
Возвращаться некуда
За три года Петр упрочил свои знания в карандашном рисунке, научился держать в руках стамеску, резать простейшие игрушки типа курочки в лукошке, освоил несложную кудринскую резьбу. В Богородском училище студентов учили хорошо, но так, чтобы не мешать развитию своего особого, творческого стиля.— После училища выяснилось, что домой в Чечню возвращаться было некуда, там шла война, родителям пришлось переехать на Кубань… Настали тяжелые времена, с мизерными, от случая к случаю, заработками едва концы с концами сводил. Своих мишек продавал далеко от дома, на московском Арбате. Начался длительный творческий застой, я подумывал бросить резьбу, — вспоминает Носиков.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:»52728″,»width»:187,»height»:240,»alt»:»»}]]
Жена и… Всевышний
Найти мир в душе Петру помогла удачная женитьба. Любимая девушка, а затем и жена Юлия поддержала, стала единомышленником, помогла преодолеть творческие терзания. Это благодаря ей он мог, когда нет заказов, просто резать и резать дерево в поисках собственного стиля. Еще, по словам Носикова, когда появился Интернет, с ним появилась возможность учиться. Он штудировал профессиональные сайты мастеров по дереву, знакомился с технологиями резьбы. Тогда и пришла идея завести свой сайт «Древомастер», где бы выставлялись новые работы, интегрировались заказы.
— Лет восемь мне пришлось кормить сайт, прежде чем он начал приносить первые дивиденды. Я старался резать как можно ближе к натуре, и моим заказчикам нравились реалистичные фигуры животных. Пошли заказы, постепенно стали обращать на меня внимание за границей, приглашать на выставки, семинары и мастер-классы. Сейчас я много времени провожу в поездках, но работаю всегда и везде, — делится Петр Носиков.Рассказывая о себе и работах, Носиков часто упоминал Бога, правда, на восточный манер, называя Всевышним. Обретя Бога, рассказывает мастер, он стал абсолютно другим человеком.
Главный материал для работы — липа, к ней он привык с училища и считает самым пластичным и удобным для резчика деревом. Хотя, рассказывает, на одном из творческих конкурсов в Индонезии ему пришлось работать по бакауту — железному дереву. Оно считается ценным, но настолько твердо и тяжело обрабатывается, что вполне оправдывает свое второе название.Идеи для своих работ Носиков черпает повсюду. Говорит, что мир и природа велики, надо только остановиться и увидеть. За два десятка лет Носиков создал свой стиль, авторские работы мастера стали узнаваемы во всем мире.
От Питера до Лос-Анджелеса
Работы у Петра всегда много, заказы приходят и из нашей страны, и из-за границы. Мастерская в Тимашевске в основном всегда стоит пустой. По словам Носикова, ни одна из работ в ней долго не задерживается: вырезал, раскрасил, просушил — отправил. Заказывают разное, не только головы животных. Мастер работал над резными изголовьями кроватей, делал двери в охотничий домик, вырезал объемные фигуры птиц, сурикатов и прочих представителей животного мира. Но одна из работ Носикова все-таки задержалась в мастерской. Она не для клиентов, больше — для души. Вот уже девять лет Носиков вырезает большое панно на библейский сюжет. Закончить работу мастер не торопится: она ведь для себя. Когда душа в метаниях, он начинает работать над панно, чтобы, успокоившись, снова отложить работу до следующего раза.
Лучший город для работы
Петр человек скромный. Так получилось, что востребован как мастер он больше за пределами района и даже края. Его хорошо знают в стране и в мире, но менять Тимашевск на другое место жительства не торопится. Хотя, говорит, по большому счету, ему все равно, где жить, однако Тимашевск хорош тем, что не напрягает, ему здесь лучше и спокойней работается, думается. И потом здесь дом, семья, учатся дети.
Петр много ездит: за границу, по России, с мастер-классами, семинарами приглашали в Ингушетию, на родину в Чечню. Республика сильно изменилась, отстроилась. Встречаясь там с детьми, понял, что искусство резьбы им интересно настолько, что он стал подумывать о создании в будущем своей школы, которая, возможно, будет располагаться в Краснодаре. Но это потом, когда с годами и опытом возникнет желание учить. Сейчас, когда много сил, ему хочется работать, не прерывать процесс создания красоты. А еще мастер мечтает создать масштабную галерею из деревянных панно, на которых будут лица детей, переживших войну. Есть даже первый эпизод: когда начали отстраивать разрушенный Грозный, на стройку привезли песок. Кучу тут же освоили дети, им было все равно, им хотелось играть. Таких идей-сюжетов у него, благодаря знакомому фотографу, много. Но, чтобы воплотить их в жизнь, нужно время, а еще — на несколько лет отложить поездки, заказы.
Фото Архипа Ларченко
Живое дерево — произведения искусства тимашевца Петра Носикова знают далеко за пределами России
Многое, что выходит из-под рук тимашевца Петра Носикова, кроме как произведением искусства и не назовешь. Он мастер резьбы по дереву, но его олени, бизоны, буйволы настолько реалистичны и анатомически точны, что кажутся живыми.