Одно из таких — Тимашевский сахарный завод, которым горожане очень гордятся. Ведь, если не сами, то кто-нибудь из родных, друзей, соседей обязательно работал в цехах сахарного гиганта. А начиналось все так…

Крупнейший в стране

В 60-х годах прошлого века, дабы удовлетворить потребность в сладком продукте всех граждан страны, отечественная сахарная промышленность начинает развиваться невиданными темпами. Стоит задача — достичь быстрого роста производства сахара путем реконструкции действующих и возведения новых заводов. Выделяются колоссальные средства, расширяется сырьевая база, внедряются достижения технического прогресса, строятся заводы нового поколения. Это уже не допотопные «сахароварни», в которых превалировал ручной труд, а некий прообраз свеклосахарного завода-автомата будущего, созданного на базе автоматизации и механизации всех процессов.

На Кубани, которая становится одним из центров производства сахара, возводят сначала 13 новых сахзаводов. В 1963 году в дополнение к ним вводят в строй Тимашевский сахарный завод — один из крупнейших в стране. Ожидается, что он будет производить в сутки около 600 тонн сахара. А за весь сезон выработает столько продукта, сколько нужно для удовлетворения годовой потребности двух милионов человек.

Ударными темпами

Стройка, начавшаяся в 1959 году, нужные темпы набрала только к маю 1960-го года, когда объект был передан СМУ-2 треста Нефтегазстрой. Сначала коллективу строителей нужно было соорудить бетонный и растворный узлы, пилорамы, склады для хранения стройматериалов, мастерские. Ведь объект должен был появиться в чистом поле, как сейчас говорят — «с нуля». Рядом должен был вырасти поселок со своей инфраструктурой.
Работы ведутся ударными темпами, чему немало способствует развернувшееся социалистическое соревнование. Этот незатратный инструмент повышения производительности труда активно применяли в СССР, поощряя тех, кто перевыполнял нормы вдвое, а то и больше, переходящими вымпелами, грамотами, занесением на доску почета.

Но работали, конечно, не за вымпелы. Ключевой фактор — истинное признание государством значимости рабочего человека для страны, культ труда, реальное, а не показное уважение к каменщику, плотнику, маляру, арматурщику. Такой подход давал свои плоды в виде героического труда советских людей, заразительного энтузиазма, расцвета рационализаторства. Это не значит, что не было премий, но все же финансовая составляющая не имела решающего значения для людей той эпохи, ощущавших себя частью большой страны, индустриальную основу которой они создавали.
Высокие цели — высокие показатели! Рождение сахарного гиганта близ станицы Тимашевской — тому подтверждение. На 191% выполняют норму каменщики бригады Валентина Полякова, на 186% — штукатуры бригады Василия Лысенко, более чем вдвое перевыполняют задание монтажники Николая Кононыхина. Всего по итогам 1960 года строители СМУ-2 выполняют план на 108 %, а по строительству жилых домов — на 134,6%. Это первый успех!

Быстро, прочно, надежно

Возводить производственные корпуса завода строители начинают в 1961 году. Одновременно ведут работы по сооружению вспомогательных объектов: водонасосных станций, бурачных, кагатного поля, жомовых ям и других. Коллектив СМУ-2 пополняется новыми кадрами, к реализации масштабного проекта привлекают субподрядчиков: тресты Южтехмонтаж, Стальконструкция, Дорстрой, Сантехмонтаж, Кавэлектромонтаж.

Первомай строители встречают, выполнив план на 112%. Коллектив СМУ-2 награждают краевой премией и, само собой, вымпелами с занесением на районную Доску почета.
В 1962 году социалистическое соревнование разворачивается еще мощнее. Коллективы борются за право называться бригадами коммунистического труда, на цеховых собраниях разбирают причины недоброкачественного выполнения работ, что случалось крайне редко. Коммунисты призывают товарищей строить быстро, прочно, надежно. Создаются комплексные бригады, формируется актив рационализаторов, которые вносят предложения по оптимизации монтажных работ. Например, предлагают собирать крупные блоки оборудования на месте выгрузки, а уже потом устанавливать их на фундамент в корпусах. Работают курсы повышения квалификации, новичков обучают профессиям каменщика, штукатура, маляра, плиточника.

В канун 45-й годовщины Октября начала давать энергию ТЭЦ, закончились монтаж оборудования и отделка корпуса № 1. Успеху дела помогали и представители немецкой фирмы БМА, осуществляющие шефский монтаж как поставщики оборудования.
Полностью все работы по возведению двух главных корпусов и вспомогательных сооружений завершаются летом 1963 года. Госкомиссия подвергает объекты тщательному обследованию. В августе начинаются пуско-наладочные работы. До получения первого тимашевского сахара остаются считанные дни.

Анатомия завода

Чтобы понять, какой объем работ был освоен за сравнительно небольшой промежуток времени, взглянем на промышленную площадку завода проектной мощностью 5 тыс. тонн свеклы в сутки и общей площадью 350 га.
Здесь эксплуатируется огромное количество разнообразного оборудования, что обусловлено сложной технологической схемой получения сахара из свеклы. Это машины для разгрузки и укладки сырья, транспортеры, ботвосоломоловушки, камнеловушки, свекломойки, свеклорезки, весовое хозяйство. Это шнековые диффузионные аппараты, в которых сахар из свекловичной стружки переходит в горячую воду. Это сложные аппараты для физико-химической очистки диффузионного сока от несахаров. Схема очистки Тимашевского сахарного, к слову, еще многие-многие годы будет считаться уникальной, о ней будут рассказывать студентам в институтах, по ней студенты-практиканты, в основном — иностранцы, будут писать дипломы.

А еще — кристаллизаторы, центрифуги для отделения кристаллов сахара от межкристального раствора, разнообразные фильтры, насосы, компрессоры, прессы для жома, печь для обжига известняка, огромное количество тепловых аппаратов для подогрева, выпаривания, уваривания и бесконечные трубы, трубы, трубы.
После сезона переработки сахарной свеклы завод может перерабатывать сахар-сырец. Остальное время — ремонтные работы и выгрузка изготовленного белого сахара из силосов. Ведь наряду с упаковкой готовой продукции в мешки на заводе предусмотрены условия для бестарного хранения сахара-песка. Это тоже было новшество! Три силосные башни высотой свыше 40 метров обеспечивают сохранность продукции без снижения качественных показателей. Изображение именно этих башен, похожих на трубы гигантского корабля, красовалось на прежнем гербе Тимашевска.

Кто же управлял всем этим сложным оборудованием и автоматикой? Сверхчеловеки? Приглашенные из-за границы специалисты? Нет! Это делали наши с вами земляки, освоившие за короткое время абсолютно новые для себя профессии.

Пока шло строительство

Готовить специалистов, без чего эксплуатация заводов, подобных Тимашевскому, была бы невозможна, стали параллельно со строительством завода уже в конце 1959 года. Стояла задача обучить свыше пятисот операторов по обслуживанию технологического оборудования, слесарей КИП, машинистов паровых котлов, турбинистов. Часть рабочих отправилась на учебу на другие заводы. Остальным пришлось постигать азы профессии на месте по макетам и схемам, потому что на заводах страны не было некоторых видов того оборудования, что устанавливали на Тимашевском сахарном.

Кадры для ТЭЦ подбирали из числа строителей, монтажников, что трудились на объекте, и жителей станицы Тимашевской. Для них организовали курсы, и, сдав экзамены, они получали удостоверения операторов или лаборантов химводоочистки.
Готовили спецов и по направлениям в профильные учебные заведения, например, кореновскую одногодичную школу сахарников, краснодарское техучилище.
Чем ближе к завершению строительство завода, тем шире ведется подготовка кадров. В 1962 году на различных курсах и семинарах обучилось 390 человек, в 1963-м — 420.

Работает кружок для повышения квалификации ИТРовцев. Учебой руководят наиболее опытные инженерно-технические работники: начальник цеха КИП О.А. Мелик, начальники смен И.А. Моложавый, И.П. Моисеев, главный технолог Г.А. Вовк и другие.
Когда завершился монтаж оборудования, учебу стали проводить на рабочих местах. Помощь в освоении сахарного гиганта и подготовке эксплуатационных кадров оказывают лучшие рабочие, специально командированные в Тимашевскую с родственных предприятий. На завод перешли работать свыше тридцати добровольцев — электромонтеров, слесарей, аппаратчиков, операторов технологических станций.

Первый сезон

Если тринадцать ранее построенных кубанских заводов осваивали проектную мощность в течение 3-5 лет, то тимашевские сахаровары сделали это уже в первый производственный сезон, перевыполнив годовой план производства сахара. Свою роль сыграли высокая степень готовности предприятия к пуску и хорошая подготовка эксплуатационных кадров.
Завод начал свой первый сезон переработки свеклы 3 сентября 1963 года, на следующий день — 4 сентября — был получен первый тимашевский сахар. В этот сезон тимашевские сахарники переработали 341 тысячу тонн сахарной свеклы и выработали 39 636 тонн сахара-песка. Триумфальное шествие предприятия, которое долгие годы иначе как флагманом краевой перерабатывающей промышленности и не называли, началось.

Наш!

С тех пор прошло более полувека: за эти годы сменялись поколения, режимы, хозяева, руководители, но все так же незыблемо стоят, устремленные в небо, силосные башни тимашевского сахарного. Да, были в его биографии и сложные времена. Он объявлялся банкротом и даже пропустил несколько сезонов переработки. Верные родному предприятию рабочие выходили на улицу с плакатами: «Не дадим закрыть завод!». В общем, всякое было, но, миновала туча, и гигант снова в строю. Модернизируется, реконструируется, ремонтируется, и, глядишь, где-то в начале августа опять выстроится колонна машин со свеклой к его воротам, а по окрестностям запахнет пареной свекловичной стружкой. «Наш, сахарный, заработал», — тепло комментирует в Инстаграм новое поколение тимашевцев и ставит веселый смайлик, совершенно не раздражаясь запахом жома, в отличие от реакции на другие промышленные ароматы, витающие в городе. Потому что — НАШ, потому что с ним связана судьба многих и многих жителей Тимашевска, потому что он вызывает чувство гордости: это мы построили — самый большой, самый современный завод-автомат — на годы, на десятилетия, во благо людей. И он остается таким по сей день, бесстрастно взирая на происходящую вокруг товарно-денежную суету рыночных отношений. Слишком мощный, чтобы умереть. Слишком много сил, души, сердца вложено в него теми, кто возводил стены завода, а позже работал в его цехах. Много ли таких предприятий смогли построить в новое время? И не только построить — быстро освоить, успешно эксплуатировать и сохранить для потомков. А тимашевцы — смогли!

Руководители, век 20-й

В конце 1959 года директором Тимашевского сахарного завода был назначен Иван Васильевич Полешко, до этого возглавлявший Гулькевичский сахзавод. Имея богатый опыт организации производства, он с первых же дней взялся за подготовку кадров для строящегося предприятия. На заводе был организован кружок для повышения квалификации инженерно-технических работников, И.В. Полешко в числе других лекторов систематически читал лекции и доклады слушателям этого кружка.
После Полешко директором стал Иван Андреевич Вовк, до того — главный механик завода.
С 1974 года у руля предприятия — Генрих Антонович Трембицкий.
В 1991 году предприятие возглавил Леонид Михайлович Бочко, работавший до назначения главным инженером завода, руководил по 1998 год.

На фото с шестью женщинами: работницы призаводского свеклопункта, крайняя слева Раиса Селихова, рядом с ней Тамара Ковернега — первая заведующая сырьевой лабораторией

Подготовлено с использованием данных из книги А. Катана «По последнему слову техники»