В чем искать опору в такой ситуации, как не потерять свою линию жизни — готовых рецептов не существует, зато есть конкретные примеры. Вот один из них.
Последний бой
После окончания медведовской 13-й школы Тимашевского района в 1997 году Сергею Кощавцеву не удалось поступить в вуз и пришлось идти подсобным рабочим на стройку — не сидеть же иждивенцем на шее у матери. Но карьера строителя так на этом и закончилась, потому что уже весной его призвали на службу в армию. Сначала, как водится, учебка, а потом в июле 1999-го — эшелоном на войну. Вторая чеченская кампания была в самом разгаре.
Война есть война — никто никогда не знает, чем она обернется для него: геройскими победными воспоминаниями или вечной памятью и скорбью родных. Разумеется, не знал и Сергей, что он, здоровый энергичный парень, в результате тяжелого ранения на всю жизнь останется инвалидом. Это случилось в январе 2000-го во время отражения нападения на их блок-пост в Урус-Мартановском районе Чечни. Очнулся Кощавцев уже в госпитале. Два с половиной года врачи Санкт-Петербурга и Москвы боролись сначала за его жизнь, а затем за возвращение здоровья, но ранение оказалось настолько серьезным, что вернуть подвижность ногам все же не получилось. Так в двадцать с небольшим лет парень стал инвалидом первой группы, прикованным к инвалидной коляске.В двадцать лет жизнь только начинается или уже заканчивается? Все зависит от того, насколько ты готов выдержать серьезный удар судьбы. Уединишься в тиши, оставшись наедине со своей бедой и обидой на весь мир, или постараешься влиться в жизненный круговорот, чтобы этот самый мир принял тебя таким, какой ты есть? Беспокойный характер, энергичность и стремление быть всегда среди людей помогли Сергею Кощавцеву найти в жизни свое достойное место.
Надо жить, и жить как все
Кто сказал, что инвалидам путь закрыт в спортивные залы? Сергею интересно заниматься спортом, и, значит, преград быть не должно. В тимашевский спорткомплекс он добирается на своей машине с ручным управлением, а там и тренировки, и соревнования, и общение. Дома тоже просто так сидеть не в его характере, устроился в мебельный магазин продавцом-консультантом, потом воспользовался программой центра занятости населения — в магазине электротоваров для него специально было оборудовано рабочее место, там он собирал светильники.
Нашел Сергей и свою вторую половинку, Татьяну. Точнее, она нашла его. Как-то так вышло, что двух холостых братьев Кощавцевых познакомили с молодой женщиной, пообщались, пригляделись, и через время решила она, что в спутники по жизни ей больше подходит Сергей. Понравился ей этот молодой человек с добрым и отзывчивым сердцем. Поженились, в этом году сынишка в первый класс пойдет, и старшая дочь Татьяны родительским вниманием не обижена. Это у Татьяны второй брак, и, несмотря на инвалидность Сергея, считает его вполне удачным.Какой семье не хочется иметь свое жилье — вот и у Кощавцевых была такая мечта. Чтобы реализовать ее, взяли ипотеку, подключили материнский капитал и приобрели небольшой домик с садом и огородом. Теперь выращивают свои фрукты и овощи, правда, и здесь есть свои особенности.— Колеса вязнут в земле и проехать мне на своей коляске очень сложно, — рассказывает Сергей. — Поэтому на грядках трудится в основном Татьяна. А я тем временем на кухне хозяйничаю у плиты. На-учился готовить все традиционные кубанские блюда, и даже больше. Все, что увижу по телевизору, стараюсь взять на заметку и потом приготовить — главное, дотянуться до полки в холодильнике с нужными продуктами.
Земляки не бросили в беде
Не хотелось бы, чтобы у читателей сложилось впечатление, что все у Кощавцевых идет как по маслу. Вовсе нет, каждый успех, каждое преодоление той или иной проблемы дается очень непросто, большим трудом и упорством, оттого и ценятся гораздо выше, чем в обычной семье.Спасибо, родные не забывают. А еще поддержка земляков играет в их жизни немаловажную роль. Навещают их ребята из союза ветеранов Афганистана, куда входят и участники чеченской войны, помогают, чем могут. Когда зимой приезжал член правления Тимашевского отделения Союза ветеранов Афганистана Владислав Полищук, обратил внимание, что веранда у дома совсем вросла в землю, вот-вот развалится, кровля держится за счет оконных рам. В ванную попасть можно только через двор, разве это условия для инвалида? Чтобы все привести в порядок, нужны деньги. Сколько? Сели смету составлять, считали по самому минимуму — получилось 260 тысяч рублей! Сумма для семьи неподъемная, а где взять ее?.. Решил Полищук обратиться за помощью к неравнодушным людям, не может быть, чтобы земляки бросили ветерана-инвалида в беде.
Понимание нашел среди медведовских фермеров, пришел к ним на собрание и рассказал все как есть. Фермеры во главе со своим председателем Василием Онищенко долго судить-рядить не стали, решили поддержать семью инвалида, деньги собрали быстро и передали Кощавцевым. Сейчас от старой веранды не осталось и следа, на новом фундаменте выросли стены пристройки, которая будет не только верандой, но и соединит дом с кухней и ванной. Скоро привезут профнастил и появится надежная кровля. Чтобы хватило денег, многие работы помогают делать брат Сергея, другие родственники. К зиме чета Кощавцевых планирует завершить стройку, а пока все их помыслы и усилия направлены на эти хоть и непростые, но такие приятные хлопоты.
— Мы с Татьяной очень благодарны за помощь нашим медведовским фермерам, — говорит с нескрываемым волнением Сергей, — ребятам — афганцам и чеченцам, Владиславу Полищуку за его беспокойный характер, и всем, кто оказывает нам поддержку. Все это только усиливает наш оптимизм, веру в людей и в свои силы. С таким настроением можно браться за самые непростые дела и знать, что все получится.
Фото Архипа Ларченко