приспособленный для долгих путешествий, был увешан специальными дорожными кофрами. На чистейшем «не нашем» языке человек спросил, как проехать в центр.
Этьен Забе, Бельфор, Франция
В этот момент я пожалел, что не стал развивать свой школьный французский. Его остатки, перемешанные с английскими словами, что остались в памяти с института спустя три десятка лет, суммировались в круглый «ноль». Но, видимо, ноль оказался не полным, раз мы со спутником все-таки сумели выяснить, что его зовут Этьен Забе (Etienne Zabe). Он француз и велопутешественник, родом из городка Бельфор, что на Востоке Франции. Бельфор расположен между Лионом и Страсбургом, это город французской воинской славы времен Тридцатилетней войны XVI века. Здесь расположена цитадель, которую враги штурмовали семь раз, но взять не смогли. В память о героическом прошлом у цитадели благодарные потомки установили огромную каменную скульптуру льва, на которую ежегодно съезжается поглазеть куча туристов. Вот, в принципе, и все достопримечательности этого маленького городка. Здесь Этьен родился, учился в школе, приобрел профессию водителя, работал, пока в один момент, как пишут в книжках, не решил, что остальной мир огромен и удивителен, а его населяют прекрасные люди, которые строят великолепные здания, имеют интересную культуру и традиции и просто умопомрачительную национальную кухню.С тех пор Этьен Забе каждые два года, после того как накопит немного средств на путешествие, садится на велосипед, прощается с друзьями и отправляется по миру.
Французское изобретение
На своей страничке в соцсети Этьен Забе признался, что путешествует потому, что по своей природе лодырь. Любит слушать джаз, регги, психоделический «Пинк Флойд», танцевать динамичные современные танцы, играть на своей медной трубе, сидеть за бокалом вина с друзьями, ну и еще — крутить педали своего велобайка. Лишь бы только не было скучно и изо дня в день не ходить на работу, не сидеть за баранкой автобуса…Еще считает, что раз его соотечественник француз Пьер Лалман в середине ХIX века приложил руку к изобретению велосипеда — то есть первый предложил двигаться по земле, крутя педали, то сам бог велел жителям «пятой республики» заняться велопутешествиями. И таких среди французов немало: Рейманд Пьюиль, Люк Коммунод или, например, Ив Шалуан, который вознамерился несколько лет назад покорить «полюс холода» — российский Оймякон, причем путешествовал он зимой.Этьен не знаменит, о нем еще не писала пресса, хотя путешествий он совершил немало, например, проехал по всему антлантическому побережью Южной Америки. В газетах не светится потому, что он путешествует только для себя, а не для славы, считает Забе.
С апреля по октябрь
В этом году Этьен начал готовиться к новому турне по Восточной Европе. Наметил маршрут: с апреля по октябрь проехать по Германии, Австрии, северу Греции, пересечь Румынию, Молдову, Юг Украины, Ростовскую область России, затем колесить по черноморскому побережью Кубани, может быть, с заездом в Крым, ну а дальше по курсу Абхазия, Грузия, Турция, и вновь по кругу вернуться домой в Бельфор.На момент нашей встречи на спидометре у Забе было без малого 5 тысяч 800 миль, или 9,3 тысячи километров: более одной трети намеченного пути осталось позади.
Невесты, жених приехал!
— А как же без запаса еды, постоянной крыши над головой, без знания языка страны, по которой едешь, без средств, без поддержки родных и много еще без чего? — спросил я у француза.На что тот ответил, что дома в Бельфоре никто его, кроме друзей, не ждет, в свои 47 лет он не женат. Что касается всего остального: определенный запас вещей у него имеется всегда, то есть палатка, продукты, документы, сотовый телефон… В свое время он специально начал изучать английский язык. А когда человек, с которым он общается, не знает ни французского, ни английского, то всегда есть возможность на языке жестов и эмоций объяснить, что тебе нужны вода, еда или место, где переночевать. Люди везде разные, но на всем протяжении пути от Бельфора до Кубани он не испытывал трудностей почти ни в чем: и в Румынии, и в Молдове, и в Украине, и в городе Азове, станице Каневской находились люди, которые предлагали помощь, еду и кров. Особенно, по словам Этьена, гостеприимными оказались кубанцы.
— Общались жестами, улыбками, с помощью гугл-переводчика. Вообще мне очень легко ехать по Кубани. У вас прекрасные дороги, люди, а как вкусно меня угощали национальными блюдами, кое-какие рецепты я даже повезу во Францию, — поделился Забе.— Ну а как же со второй половиной, неужели никто не понравился? — спросил я у Этьена.— Еще бы! Жаль только, языка не знаю, а так — хоть оставайся, — отшутился путешественник.

Фото Архипа Ларченко