Из династии бытовиков Его опыт работы на руководящих должностях в общей сложности составляет 47 лет, из которых значительная часть отдана сфере бытового обслуживания.— Я ведь из династии работников службы быта, в которой трудились мои родственники, например, сестра была парикмахером. Отец же возглавлял крупное производственное объединение. Именно он, человек прогрессивных взглядов, повлиял на мой выбор жизненного пути, — рассказывает Мадин Довлетович. Беджаше уроженец аула Новая Адыгея. Там его родина, туда он отправляется на выходные встречаться с близкими — до 80 человек, бывает, садится за стол, когда приезжают все члены многочисленного рода Беджаше. Там же, в Адыгее, на комбинатах бытового обслуживания (в СССР их называли КБО), начинался его трудовой путь. Высшее образование получил соответствующее — окончил факультет бухучета в Шахтинском технологическом институте бытового обслуживания. Работал начальником цеха в Адыгейском областном производственном объединении «Адыгоблбыттехника», начальником управления бытового обслуживания Шовгеновского райисполкома… Мадин Довлетович не скрывает, что сразу ставил перед собой высокие цели, в числе которых был и карьерный рост. А чтобы доказать, что способен на многое, вызвался ехать в самый отстающий в сфере бытового обслуживания район. Так и оказался в 1991 году в Тимашевске.
Тимбытсервис
— 49-е место из 49 занимала служба быта района, когда меня назначили директором тимашевского райбытобъединения, — вспоминает Мадин Довлетович. — Поехал по станицам — в Днепровскую, Медведовскую, а там — отсталость, печное отопление. Люди замерзают, швеи нитку в иголку от холода вдеть не могут, парикмахеры воду греют на печке. Поехал в Таганрог, привез оттуда 38 газовых котлов, в течение месяца дали тепло. Через год райбытобъединение, преобразованное в ТОО «Тимбытсервис», занимало уже 3-е место в крае. Возможно, заняло бы и первое, но курс резко изменился и вся система начала рушиться. Страна, переставшая быть Советским Союзом, стремительно погружалась в 90-е. Какое уж тут бытовое обслуживание, оно и в СССР, по словам Беджаше, было нелюбимым ребенком, а уж в хаосе и неразберихе лихих 90-х совсем ушло из шкалы приоритетов. Однако «Тимбытсервис» с легкой руки его гендиректора Мадина Беджаше просуществовал аж до 2004 года. Многие из тех, кто работал в те годы под началом Беджаше, позже открыли свое дело и стали оказывать услуги людям уже в качестве предпринимателей. С Мадином Довлетовичем связи не теряют, а он искренне радуется тому, что его бывшие подчиненные смогли хорошо устроиться и быть востребованными в новых жизненных обстоятельствах. — Мой отец всегда говорил, что начальник — большой или маленький — всегда должен помнить, что дома у его подчиненных такие же дети, как и у него, и они тоже кушать хотят. Руководитель обязан заботиться о своих работниках: чтобы зарплата достойная была, премии… Когда с бывшим начальником здороваются, общаются, значит — правильно руководил.В 2001 году Мадин Довлетович был приглашен губернатором края на должность генерального директора ГУП «Кубаньлес», куда входило 27 лесхозов, 19 мебельных предприятий края, 130 тыс. га леса, работающих было 23 тысячи человек. Одновременно он продолжал возглавлять Тимбытсервис. Дальше была должность генерального директора ООО «Кубаньлеспромторг», которым Беджаше руководил около четырех лет, пока в 2008 году его не пригласили возглавить Сочинский филиал ОАО «Кубаньэнергосбыт».
Кнут и пряник Область новая, но не такая уж далекая от сферы бытового обслуживания: здесь тоже приходится тесно взаимодействовать с потребителями услуг. Только это уже не услуги по пошиву платьев или ремонту часов, а по поставке жизненно важного ресурса — электроэнергии. — В Сочинском филиале на тот момент сложилась очень тяжелая ситуация — санатории, пансионаты, предприятия, население — никто ничего не платил. Я был уже седьмым по счету директором. Сумма долга за электроэнергию на тот момент перевалила за полтора миллиарда рублей. Встречались с руководителями организаций, с администрацией города, убеждали, разговаривали, но я понимал, что без жестких мер не обойтись, — признается Беджаше, вспоминая, что, когда все же отключили электроэнергию на значительном по протяженности участке, то деньги у неплательщиков сразу же нашлись. Но где кнут, там и пряник. Одной из форм борьбы с неплатежами в филиале становится поощрение подарками граждан или директоров предприятий, взявших за правило вовремя оплачивать квитанции. Эту практику поощрения добросовестных плательщиков Беджаше стал применять и в Тимашевском районе, куда вернулся в июле 2011 года.
Золотая опора — Филиал находился в старом здании, и мы сразу же начали строить новое, — говорил Беджаше, с гордостью демонстрируя просторные кабинеты, клиентский зал, где посетителей встречают сотрудницы, от которых директор требует не так уж много — быть приветливыми.
Офисное здание филиала по всему периметру обрамляют клумбы: можжевельники, газоны, цветы, деревья, уютные места для отдыха персонала, скамейки для посетителей. Кажется, что ты не в Тимашевске, а где-нибудь в санатории в Сочи. Все красивое, ухоженное благодаря субботникам, которые здесь обычное дело. Территория разделена между подразделениями, на каждой клумбе табличка с именем ответственного. Но Мадину Довлетовичу этого мало. Он еще и часть улицы, прилегающей к офису, облагородил. Энергосбытовцы высадили здесь липы, сосны, благоустроили территорию. Когда деревья подымутся, получиться небольшой сквер. …Его энергии можно только позавидовать. Будучи трудоголиком по натуре, Беджаше и от подчиненных требует преданности делу, четких действий, ответственных решений, своевременного выполнения порученной работы. Говорит: «Не люблю слово «завтра». Зачем что-то переносить, если можно сделать сразу?». Предстоящий юбилей Мадина Беджаше не страшит. Дело же не в солидной дате, а в том, насколько человек действительно выгладит и ощущает себя. А ощущает он себя полным сил, потому что вредных привычек не имеет, на месте не сидит, любит жизнь, людей, а еще с юности дружен со спортом. Занимался боксом, был в сборной края, сыновей, а их у Мадина Довлетовича четверо, тоже пристрастил у этому виду боевых искусств. Его день неизменно начинается с утренней пробежки, наверное, поэтому Беджаше не помнит, чтобы хотя бы раз брал больничный. А врачи, что недавно обследовали его в санатории, только удивляются — по всем показателям реальный биологический возраст этого кавказского мужчины на 10—12 лет меньше фактического. Сотрудники филиала, которым руководит Беджаше, следуют примеру руководителя. Свидетельство тому — целый стенд с грамотами и кубками за победы в различных состязаниях. У самого директора на стене кабинета висит благодарность с интересной надписью: «Золотой опоре» ОАО «Кубаньэнергосбыт» Беджаше Мадину Довлетовичу за вклад в становление и развитие компании. Именно так — «Золотой опоре»!
Справочно. ПАО «ТНС энерго Кубань» включает 9 районов: Тимашевский, Брюховецкий, Калининский, Каневской, Кореновский, Красноармейский, Ольгинский, Славянский, Темрюкский. Мадин Довлетович Беджаше возглавляет филиал с 2011 года. При нем удалось достигнуть позитивной динамики роста числа заключенных договоров энергоснабжения. Так, за период с 2016 по 2018 год среднегодовой прирост числа потребителей-юрлиц составил 9,6%, их численность увеличилась на 724 потребителя. Среднегодовой прирост потребителей-физлиц составил 3%, численность выросла на 6605 потребителей. Под непосредственным руководством М.Д. Беджаше объем реализации электрической энергии за данный период вырос на 24%.
Золотая опора Кубаньэнергосбыта отметит 70-летний юбилей
Журналисты «ЗТ» пообщались накануне 70-летия с Мадином Беджаше, директором одного из крупнейших филиалов ПАО «ТНС энерго Кубань» — Тимашевского.