Строительный гигант
Основная часть его трудовой деятельность пришлась на 80, 90-е и нулевые годы. Когда, несмотря на катастрофическую нехватку строительных материалов, возглавляемый Иващенко ЗАО «Промжилстрой» ежегодно сдавал в эксплуатацию по 18—20 объектов. Без них сегодня трудно представить Тимашевск. Среди самых известных — музей семьи Степановых, спортивный комплекс на Пионерской, здания центральной и железнодорожной больниц, поликлиники, Пенсионного фонда, налоговой инспекции, отделения Сбербанка, интерната для престарелых и инвалидов. Предприятием построены 11 и 18-я школы, восемь детских садов, большое количество многоквартирных домов, объектов сельхозназначения и инфраструктуры. На предприятии работали 600—700 человек, в год выстраивали 10—20 тысяч квадратных метров площадей, одних налогов ежемесячно выплачивали 6—8 млн рублей, по 12—18 миллионов рублей заработной платы. Объекты возводили по всему краю. В Успенском районе есть даже улица Тимашевская. Так ее назвали, потому что в 2002 году после мощнейшего наводнения работники «Промжилстроя» выстроили там 50 коттеджей для людей, лишившихся из-за стихии своего жилья.
Вместо зарплаты — колбаса— Каждая новостройка, будь то дом культуры, швейная фабрика или роддом, давалась нелегко, — вспоминает Иващенко, — строили по-дедовски, через крик и мат. А как иначе? Это сегодня мы уже забыли, что такое бартер, а в те годы господствовал натуральный обмен. Ту же зарплату приходилось выдавать и продуктами, и всяким ширпотребом. И все же не скажу, что те времена были плохими. В 1994 году предприятие выстроило на собственные средства 85 квартир, в которые совершенно бесплатно расселило своих работников. Сейчас о таком и не мечтают уже. А еще через четыре года мы заняли первое место в крае среди строительных организаций и меня на три месяца отправили для обмена опытом в Америку. Впечатления от той поездки остались на всю жизнь, а практическим результатом стали 746 домов, отстроенных нами в Батайске по канадской технологии. Такого изобилия строительных и отделочных материалов, какое сегодня на рынке, мы даже представить на могли. Когда строили музей, за отделочной плиткой для потолка ездили в Ленинград. Сейчас ее и брать никто не станет, но тогда это было шиком. Далеко шагнул прогресс и в создании строительной техники, оборудования, технологий, а инструменты — фантастика. Многие, кто сталкивался с Иващенко по работе, не раз испытывали на себе его крутой нрав. Попробуй задание не выполнить, схалтурить или нарушить партнерские обязательства, отчитает так, что мало не покажется, но знали и то, что не со зла и не за зря он это делает, а ради общего дела. Знали и то, что Ильич безотказный мужик. Каждое утро возле кабинета ожидала толпа просителей.
А «батька» обещал посадить Как бы трудно ни было, хоть и понемногу, помогал всем. Кому щебня — дорогу подсыпать, кому — песка в детские песочницы, пляж в Садоводе оборудовать. В Садоводе вообще всю инфраструктуру создали при его непосредственном участии: и водопровод, и канализацию, и очистные, а газ аж от сахарного завода подтянули. — Да я и сам не раз выступал в роли просителя, — вспоминает Николай Ильич и иронично улыбается. — Когда строили школу в Садоводе, приехал на объект губернатор Кондратенко, поинтересовался проблемами. Я ему и скажи, что разговор получится долгий, а к вам на прием черта с два попадешь. Он тогда дал мне визитку и сказал: «А ты с заднего входа ко мне заходи». Я потом несколько раз ездил в краевую администрацию и поджидал его у задних дверей. То миллион выпрошу, то два, то три. Так школу и достроили. Потом, когда он вручал мне знак к почетному званию «Заслуженный строитель Кубани», в шутку сказал: «В следующий раз я тебя или выгоню, или посажу». Губернатор-то понимал, что я не для себя просил. Не только губернатор это понимал, люди тоже прекрасно видели, что Иващенко не какой-то краснобай, а человек, реально решающий их общие проблемы, потому на выборах всегда отдавали голоса за его кандидатуру. 20 лет Ильич исполнял обязанности депутата районного Совета, причем в самые крутые перестроечные, когда на заседаниях нередко кипели нешуточные страсти и казалось, что все позабыли о здравом смысле. В такие моменты авторитет Николая Ильича работал четко, его голос был весом, к нему прислушивались даже самые несговорчивые.
Душа заслужила отдых С 2012 года Николай Ильич на пенсии. 45 лет трудового стажа за плечами, из них 40 лет в строительстве. Нашел-таки время и для того, чтобы свить себе в Садоводе уютное гнездышко, где отдается своей страсти — голубям, разводит пчел, ухаживает за прекрасным садом, собирает по осени виноградные грозди и делает замечательное вино, которым щедро угощает родных и друзей. На краю сада расположился флигель, входя в который, так и хочется сначала постучаться, потому что на дверях висит золоченая табличка гендиректора «Промжилстроя» Н.И. Иващенко. Но за дверями — уют и красота: множество забавных сувениров, статуэток, чучела диких животных, бар, камин и огромный, обтянутый зеленым сукном бильярдный стол. Здесь можно отдохнуть душой, а вот телу Николай Ильич поблажек по-прежнему не дает. Выполнив в молодые годы норматив мастера спорта по самбо, он и теперь каждое утро начинает с зарядки на стадионе. Спорт добавляет Ильичу сил, которых нужно немало, ведь впереди еще много невыполненных задумок, планов, поездок и встреч со старыми друзьями, а их у него немало по всей нашей необъятной стране, и не только.