В трудовой книжке у Александра Михайловича официальных 56 лет работы слесарем. Почти все они прошли на одном из самых крупных сельхозпредприятий Медведовского поселения, называвшегося прежде колхозом «Россия». — У меня вся жизнь по пословице: где родился, там и сгодился, — начал рассказ ветеран. — На свет появился в станице в 1934 году. Семья Татаренко «по-старинному» обычаю была многочисленной. Кроме меня за стол садились еще четыре брата и две сестры. На память не жалуюсь: отлично помню, например, как еще до войны коммунисты по частям сносили красивейшую станичную церковь, что стояла рядом с нынешней 10-й школой. А какими яркими, интересными и обильными были ярмарки, которые устраивались на День урожая на площади, где сейчас расположена школьная спортплощадка. Войну встретил семилетним пацаненком, а работать в 1949-м пошел уже в 15 лет, стал прицепщиком в 13-м тракторном отряде, куда папаня, Михаил Захарович, бывший там бригадиром, пристроил меня «по блату».
Александр Михайлович, как он говорит с иронией, человек образованный: закончил в станице Платнировской школу механизации, где его учили профессии тракториста. Но толком поработать не успел: когда вернулся в станицу — пришла повестка в армию. А там Александр Михайлович умудрился за три года, с 55-го по 57-й, послужить на морфлоте, поучиться на командира танка, а в конце — освоить навыки механика по вооружению в авиационном полку, стоящем во Львове.
— После войны прошло уже более 10 лет, а мы там продолжали гонять сопротивлявшихся бандеровцев, — вспоминает Татаренко.После армии несколько месяцев проработал на электростанции, но понял, что не его это дело, и вернулся в колхоз. Начиная с 1957 года из станицы уже не уезжал никуда. Вскоре освоил профессию слесаря-ремонтника, способного приводить в рабочее состояние любые механизмы и машины. Стал настоящим мастером универсалом: мог устранить любую неисправность в моторах, электрооборудовании, аккумуляторе, в любом узле любого агрегата.
— В страду, бывало, комбайны убирают всю ночь, а я между ними бегаю, неисправности устраняю. По разному люди работали тогда: кто на мелочи внимания не обращал и шел вперед, не останавливаясь, а кто специально лампочку в бункере разобьет, встанет и ждет слесаря. Понятно, что не поломка его волновала, а возможность отдохнуть, — вспоминает Татаренко.
А вот Александр никогда легких путей не искал. Ночь-полночь, а он в мастерской возится, без сна и перекуров, неполадки устраняет, чтобы с утра техника могла выйти на поле. Работал, рассказывает, не за деньги и награды. Просто совесть рабочая не позволяла отправиться домой отдыхать, когда знал, что агрегат стоит в мастерской разобранный, а неисправность в нем так и не найдена и не устранена. Вот и работал до утра. Трудились много, жили небогато, но интересно. Это сейчас редко найдешь дом с лавочкой у калитки. Раньше лавочки по вечерам были заняты, люди ходили друг к другу, застольничали, пели песни.
— Я тогда у речки жил, ко мне часто друзья наведывались посидеть, поговорить, да и пригубить чего-нибудь, чего греха таить, — вспоминает Татаренко. — Вот посидим: иду их провожать, как затянем бывало в голос, так ладно и красиво, что люди в ответ подхватывали песню. Так и идем, а по всей улице волнами — песня. А сейчас что, эх, одни заборы в рост, да ворота!Слесарь Татаренко был известен в станице не только как специалист, но и как прекрасный солист хора ансамбля колхозной самодеятельности. Даже стихи со сцены читал, вспоминает ветеран.
С виду моложавый и подтянутый — работал долго. Раз, вспоминает, приезжала к ним инспектор по труду о пенсиях рассказывала. А он возьми, да спроси: когда, мол, ему на пенсию уходить? Как положено, отвечает: «Слесарь-аккумуляторщик, может уходить в 55 по вредности». А Титаренко в ответ пошутил: «Ушел бы, кабы мне 80 не исполнилось».Александр Михайлович и сейчас без дела не сидит. Пятый год, как не работает, но дома старается не засиживаться. Чтобы не одолевали болезни, частенько в мастерские забегает проведать товарищей, если требуется, то может и помочь, проконсультировать. Сын Евгений продолжил было династию слесарей Татаренко. Освоил все нюансы профессии и… пересел за штурвал комбайна. Теперь он в хозяйстве, которое после всех переименований получило не менее значимое, чем прежде имя — «Победа», на хорошем счету, да на Доске почета.
Фамилия Татаренко с годами не пропадет, не исчезнет. У Александра Михайловича сын с дочкой, внуки и уже целых пять правнуков.— Жаль только, что с годами уходят мои ровесники-мужики, остаются бабушки, которым всегда что-то надо: тяпку наточить, по хозяйству отремонтировать. Им помощь, а мне дело, — рассказывает Александр Татаренко. А еще просил поблагодарить нынешнее руководство предприятия, что не забывают его, старого ветерана.
На выцветшем от времени шелковом вымпеле «Победителя» у Татаренко целый ряд по годам с 1975 по 1980-й — значки «Победитель соцсоревнования». Но на главном месте, впереди всех висят самые важные награды: Орден Трудового Красного Знамени, медали «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда».
фото Архипа Ларченко