Вчера работники дошкольного образования отмечали свой профессиональный праздник. Делимся с вами уникальными воспоминаниями бывшего сотрудника этой отрасли.
— При Путевой машинной станции № 51 детский сад, предположительно, был открыт после войны. Он занимал три вагончика: первый — топка, раздевалка, столовая, второй — игровая комната, третий — спальня с топчанами. Таким же образом размещались и ясли, где воспитывались крохи от двух месяцев до трех лет. Кухня была общая для обоих учреждений. Дети ездили за своими родителями, пока те были в рабочей командировке, — рассказала «ЗТ» Антонина Прокофьевна.
Прогулки под вагонами
Я стала работать в таком детском саду с 1957 года. Однажды ПМС-51 переезжала со станции Мавринка на станцию Аткарск. Состав, в котором был детсад, поставили на один из рабочих путей ст. Аткарск. Родители привели малышей в детсад и ушли на работу. По обе стороны стояли наливные составы. Август месяц, жара, запах нефти. Детям нужны свежий воздух и прогулки. Вместе с няней Дунаевой Марией Никитичной стали под вагонами перетаскивать детей на лужайку, посмотрев при этом, что данному составу горит красный свет. Конечно, было очень страшно и опасно, но другого выхода не было. После прогулки всю эту процедуру повторяли в обратном порядке.После того как детей кормили обедом, нужно было уложить их спать в третьем вагоне. Тамбуры были открыты и без площадок. Я вставала в двери столовой, а няня — в двери игровой, и мы перекидывали детей друг другу над открытой сцепкой. Тем же способом переправляли детей в спальню, а после сна — обратно. Даже и сейчас это страшно вспоминать!А вот в другом ПМС случилась беда — не удержали ребенка, он упал на сцепку и погиб. После этого случая руководство издало приказ не открывать детские учреждения до тех пор, пока состав не поставят на место в тупике и не установят тамбуры.
От станции к станции
В декабре1957 года ПМС-51 направили в Азербайджан, где мы пробыли три года. Станция Сангачалы находится на берегу Каспийского моря, поэтому у нас с детьми были морские прогулки. В апреле 1961 года мы покатили в Сибирь, ехали две недели. На станцию назначения Салаирская прибыли 1 мая, а в тайге… снег. Резкая смена климата отразилась на здоровье людей, все сильно переболели.В декабре 1962 года нас привезли на ст. Туапсе и ПМС-51 на постоянной основе приписали к Северо-Кавказской железной дороге, а в 1964 году привезли на ст. Тимашевская. В лесополосе около железной дороги, бывшей школы № 53 (ныне № 19), построили тупики, затянули наши вагоны, и стали мы жить как в парке. Детей водили гулять в тутовую рощу. Какая благодать!Затем пришел приказ снять детское учреждение с колес. Для этого выделили три разборных финских домика и поставили их в лесополосе. Для работников ПМС-51 были построены два многоэтажных дома в поселке сахарного завода, и людей тоже сняли «с колес».При начальнике ПМС-51 Кротове Владимире Ивановиче в 1988 году начали строить капитальное здание детского учреждения, но мне не пришлось уже в нем работать. Всего же на одном месте я проработала 31 год, 16 лет заведующей, из которых более семи лет — «на колесах». Работая в ПМС-51, я вышла замуж, родила и воспитала троих детей. Нам доплачивали 35% к окладу за разъездной характер работы и жизни. Проживание, топливо, электроэнергия были бесплатны.В ПМС-51 старались создать условия для жизни людей: была школа с 1 по 4 классы, магазин, столовая с буфетом, прачечная, баня. Для молодежи был клуб, где показывали фильмы, организовывали танцы. Была развита и художественная самодеятельность. Мы в ней принимали активное участие, пользовались успехом у зрителей. Из живых, работающих в ясли-саде «на колесах», я осталась одна, и хочу преклонить колени перед памятью людей, которые в трудных и тяжелых условиях жизни и работы отдавали все тепло своих рук и сердец воспитанию детей.
Антонина Прокофьевна Лозня, бывшая заведующая детсадом при ПМС-51
На фото: детсад на колесах; дети в столовой, ст. Сангачалы Азербайджан, 1961 год; справа Антонина Прокофьевна вместе с заведующей