Вначале это была пустынь, и возникла она действительно на пустом месте, но верится, что в сердцах ее основателей горел огонь такой искренней веры, такое стремление к святости, к благочестивому житию, что им удалось задуманное. К тому же и природа, и место, и все условия предполагали к успешному осуществлению замысла. Да и пример уже был: с 1794 года на Кубани существовала войсковая Екатерино-Лебяжинская Николаевская мужская пустынь. А это совсем рядом, полтора десятка верст, на берегу тихой степной речушки Бейсуг.
На мирские пожертвования
Инициатором создания женского монастыря выступила близкая родственница исполнявшего должность наказного атамана Черноморского войска Г.А. Рашпиля Матрена Степановна Золоторевская. На тот момент она была вдовой казачьего сотника и старшей монахиней одного из монастырей Полтавской губернии; на нее-то и было возложено устройство пустыни. А это и сбор «доброхотных даяний и приношений на сооружение» помещений храма и обзаведение хозяйством, и воспитание монашествующих.
С самого начала было положено «возведение и обзаведение обители предоставить одному жертвующему усердию жителей черноморского казачьего войска». И жертвовали. Атаман Рашпиль обратился в главный штаб войска 22 июля 1846 года с рапортом об основании в войске общежительной монашеской пустыни во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины, а уже 9 апреля 1850 года здесь был освящен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Как жили, как трудились в монастыре, можно судить хотя бы по таким вехам. В сентябре 1861 года освящена теплая каменная церковь во имя Св. Равноапостольной Марии Магдалины. В 1874 году заложили кирпичный соборный храм Вознесения Господня и училища для девочек сирот духовного звания. Кладку стен осуществляли на цементном растворе, цемент жертвовал новопостроенный Новороссийский цементный завод. Первоначальный опыт работы с детьми получил дальнейшее развитие — в 1898 году открыли исправительный приют для тридцати воспитанниц.
Не оскудевала рука дающих: сын войскового старшины Г. Халявка в 1867 году пожертвовал монастырю рыбзавод на Ахтарской косе, из числа пожертвований 340 десятин земли под Ейском, соленые озера, где добывали до 5 тонн соли в год.
В 1905 году (как следует из отчета игуменьи Мариамны) пустынь имела 500 десятин земли, в том числе под усадьбой 10 десятин, удобной — 200 десятин, пахотной — 100 десятин, сенокосов — 110 десятин, под лесом, рекою и прудом — 30 десятин. Было 14 корпусов, 5 зданий, школа, кирпичный завод для собственных надобностей, две лавки — бакалейная и книжная, две гостиницы. А еще аптека, различные мастерские. В монастыре проживали 500 монашествующих, в их числе 180 человек преклонного возраста и 80 детей.
Молитва и труд — таков был образ жизни насельниц пустыни. И еще — общественное служение. Известно, что шесть монахинь Марии-Магдалининской обители исполнили свой патриотический долг в Русско-турецкой войне в 1877-78 годах. Они самоотверженно ухаживали за больными и ранеными на театре военных действий под Эрзерумом, Сарыкамышем и в других точках. Домой вернулись не все, одна из сестер умерла от тифа.В Первую мировую войну, в январе 1915-го, на средства обители в ней был открыт лазарет для раненных на 25 кроватей. А еще при монастыре действовали первые противосектантские курсы и многое другое.
Ломать — не строить…
Далее говорить о монастыре тяжело и грустно. Над ним, как и над всей страной, пронеслись годы лихолетья, безбожия, вражды и ненависти. Попытка сохранить монастырь и ее обитателей путем создания Трудовой Марии-Магдалиновской иноческой артели (так в документах) летом 1920 года ни к чему не привела. Созданная ревкомом на территории монастыря коммуна «Всемирная дружба» присвоила все постройки, инвентарь, скот, землю. Монахини возражали и после очередной конфискации имущества устроили протестную акцию. Ревком не дремал и тут же арестовал председателя артели Евгению Сапко и монахиню Хмарину. Как явствует из архивных материалов «…о бунте, устроенном монахиней» от 11 августа 1920 года, они были расстреляны.
Террор, обыски, аресты продолжались: 9 сентября того же года по предписанию ревкома ст. Роговской были арестованы священник Марии-Магдалининской пустыни Кудрявцев, дьякон Гилевич и препровождены в застенки Екатеринодарской ЧК и оттуда уже не вернулись.
Вскоре, 25 апреля 1921 года, решением собрания коммунаров все прежние жительницы монастыря, а это 450 человек, были изгнаны, как теперь сказали бы, «без выходного пособия». Автор в 90-е годы беседовала с одной из бывших коммунарок, и та вспоминала, что монашкам было дозволенно взять с собой лишь узелок с личными вещами. Узелок — это расстеленный головной женский платок, в который складывали вещи и затем стягивали за концы на два узла. Все. Что туда можно вместить? Она вспоминала: «Все брали с собой иконы, книги». Кому что было дорого, то и спасали. Монахини даже в изгнании не представляли свою жизнь без молитвы, без святынь… Часть их была отправлена на рыбные промыслы Каспия, остальные разбрелись по хуторам и станицам.
До 50-х годов в одной из монастырских келий проживала монахиня Макрина (Чайка), а на соседнем хуторе — монахиня Мария. Трудно представить, что они пережили, глядя на то, как приходит в запустение и гибнет святое место. На одной из старых фотографий, сделанной в 50-е, — руины соборного храма и, как укор, — высокая, в каменном кружеве, колокольня. Тогда она еще стояла и кирпичная ограда кое-где была, и все это разрушалось и разбиралось по кирпичику.
Возрождение обители
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:»55652″,»width»:240,»height»:159,»alt»:»»}]]
В середине 90-х встал вопрос о возрождении монастыря на его исконной территории. Нынешний митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, в сослужении духовенства, в присутствии множества монахов и мирян, правил молебен, и походный престол был устроен на месте предполагаемого алтаря соборного храма. На небольшом холмике битого кирпича — это все, что на тот момент осталось от собора с колокольней.Правда, до наших дней сохранилось здание бывшей трапезной, там теперь подворье монастыря.
Священный синод Русской Православной Церкви принял решение о его возобновлении в июле 1997 года, но встал вопрос о земле. На тот момент на бывшей территории монастыря, а это было «свободное войсковое место на реке Керпили между станицей Тимошевской (так в документе) и Роговской в форме полуострова с присоединением к нему участка земли в 171 десятину для хлебопашества, сенокоса и других хозяйственных потреб монастырских», — на этом месте располагалось отделение агрофирмы.
Окончание здесь
Подвижницы
В архивах сохранился список первых 14 насельниц, черноморских казачек, собранных из разных монастырей России: Капитолина (Отрышкова), Улитта и Пульхерия (Садовская) из Джерелиевской, Параскева и Евдокия из Нижестеблиевской, Лукерья и Паисия из Брюховецкой, Митрофания, Мария, урожденная Волошинова, из Екатеринодара. Возможно, в семейных преданиях кого-то из наших читателей сохранилась память об этих простых казачках, ставших подвижницами Православия. В возрожденном монастыре будут рады получить воспоминания о них и о тех насельницах, которые пострадали в годину лихолетья. В архивах сведения очень скудны.
На фото: руины Вознесенского собора Марии-Магдалининского монастыря, разрушенного большевиками в 1926 году, сохранялись до середины прошлого века (1); крестный ход с чудотворной иконой на хуторе Димитрова (середина 90-х) (2); водосвятный молебен на месте бывшего монастырского собора служит митрополит Исидор (середина 90-х) (3); молитва и труд — таков был и есть образ жизни насельниц монастыря (4); заупокойная служба на могиле монахини Макрины на кладбище хутора Димитрова (5)
Автор Валентина Бондарева, член Союза журналистов России