Среди этих документов хранится сочинение 19-летней Надежды Алексеевой — студентки Воронежского медицинского университета. Вот что она там пишет: «Память о войне — страшная и светлая. Она может ожить от одного прикосновения к истории семьи. В этом я убеждалась, разговаривая с мамой. Читала вырезки газет, просматривала фотографии моего прадедушки — Шутова Алексея Игнатьевича. Он относился к поколению советских людей, которые вынесли на своих плечах все тяготы войны и своим героизмом на фронте отстояли свободу и независимость нашей Родины». О подвиге журналиста краснофлотца Алексея Шутова вспоминали и одноклассники, и сослуживцы. Пролистаем страницы его биографии.
Лирик и реалист
В многодетной семье Игната Андреевича и Анны Евсеевны Шутовых из станицы Сторожевой 16 мая 1918 года родился Алексей — третий из семи детей.Трудились родители, рядом с ними были и дети — они помогали им. Когда выросли, то каждый выбрал себе работу по душе. Старшая, Мария, работала медсестрой, Андрей агрономом, Нина в колхозе, Шура секретарем в сельсовете.
— По рассказам старшей в семье, Марии, — пояснила внучка героя Татьяна Анатольевна Алексеева, — в 20-е годы, чтобы прокормить семью, отец батрачил у богатых сельчан, а Леня помогал маме по хозяйству. Полол, окучивал в огороде картофель, при коптилке по вечерам мял для пряжи коноплю.
Брат Андрей поступил в сельскохозяйственный институт. Леня стал в семье за старшего. Природа наградила его качествами лидера. Вечерами, когда за ужином собиралась вся семья, он рассказывал смешные истории, читал стихи. Таким он был и в школе рабочей молодежи. Его одноклассник Андрей Масияш вспоминал: «В Шутове был соединен, я бы даже сказал, прочно сцементирован лирик, романтик, могущий витать в облаках, и реалист, иногда даже реалист и прагматик, твердо ступающий по этой грешной земле и знающий, чего он хочет. Все это выделяло Алексея в нашем очень своеобразном седьмом классе, где за одной партой сидели учащиеся и двадцати трех, и четырнадцати, и пятнадцати лет. А в техникум принимали после окончания школы рабочей молодежи. Но даже те, кто был старше Алексея, признавали в нем личность, умного, серьезного и надежного человека и считались с его мнением».
Татьяна Ерохина — одноклассница, доцент, кандидат филологических наук, в газете «Ленинское знамя» от 12 апреля 1985 года писала: «После окончания школы рабочей молодежи многие из нас поступили в техникумы разных профилей, а Леня должен был помогать семье. Он стал работать секретарем Сторожевского вареньеварочного завода. А когда выпадало свободное время, спешил в клуб, где по его инициативе начал работать кружок художественной самодеятельности. Они выступали на полевых станах, в бригадах. Леня с друзьями писали сценарии, стихи. Когда мы, техникумовцы, приезжали на каникулы, Леня включал нас в свою труппу синеблузников. И мы, захватив нехитрый реквизит, шли в бригады, в поле к жнецам, огородникам, молотильщикам. Леня заранее знал, кто хорошо работает, а кто лодырничает, рисовал дружеские шаржи и карикатуры, придумывал забавные надписи».
Поворотный переезд
1937 год в Сторожевой оказался горьким и для трудовой семьи Шутовых. По навету был арестован агроном Андрей Шутов (потом его реабилитировали). И нависла угроза над комсомольским активистом Алексеем Шутовым. По решению семьи он уехал в Мурманск к тете. Там работал художественным руководителем дома культуры. Его всегда тянуло к работе с людьми.Алексей заболел, и врачи рекомендовали вернуться на юг. Так наш герой оказался в станице Тимашевской. Здесь он работал художественным руководителем в клубе швейной мастерской. Там же, в клубе, Алексей нашел спутницу жизни Аллу Алексеевну Болотникову.Внучка героя Татьяна Анатольевна Алексеева передала воспоминания бабушки: «Когда он предложил мне выйти за него замуж, я сказала, что я колхозная доярка и, мол, тебе не пара, тебе нужна культурная жена. «Культура дело наживное, — отвечал он. — Лишь бы человек был хороший». Потом мы поженились. И жили хорошо. С ним было интересно, в гостях он всегда был заводилой — пел, танцевал, играл, привлекая внимание юмором и шутками. Будучи общительным и внимательным к людям, он находил подход к любому человеку. Поэтому его любили мои родители».В жизни Алексей всегда был целеустремленным человеком, рассказывали родные. Если мечтал о чем-то, то трудом, старанием добивался своего. Мечта стать журналистом привела его в газету.
Писал о людях
Вначале он был членом литературного кружка при газете «Колхозное знамя», ныне «Знамя труда».Тепло отзывался о нем журналист Николай Семенович Сахно (он же Н. Семенов), рассказывая о занятиях в литературной группе, отмечает содержательные, интересные и эмоциональные выступления на них Шутова. Причем он преподносил свои принципиальные суждения в мягкой, тактичной и доброжелательной форме, не задевая самолюбия автора.В газете появлялись его яркие, эмоциональные статьи. Вскоре он стал корреспондентом. В 1939 году заведовал отделом сельского хозяйства газеты.
Журналист Петр Резников рассказывал родным Шутова: «Мы часто ездили с ним в колхозы и совхозы по сбору материалов. В работе он был исполнительным, со временем не считался. В любую погоду — в зимнюю стужу, в весеннюю и осеннюю грязь, в летний зной — на перекладных, а то и пешком за двадцать, тридцать километров шли мы в колхоз или в совхоз. В коллективе редакции пользовался авторитетом как талантливый журналист, порядочный и надежный человек».
Тот же Резников в своих воспоминаниях отмечает трудолюбие, гуманизм и принципиальность, свойственные Шутову. «Ему удавались и сатирические статьи, но писать он любил больше о положительном опыте, о людях хороших, трудолюбивых, добрых, о новаторах, работающих творчески, с огоньком».Журналист Николай Сахно вспоминал, что Алексей всегда добивался действенности в газете. «Будучи неравнодушным по натуре, он воспринимал любое человеческое горе, и это находило отклик в его душе и воплощалось в действии, поступке и принятии мер — газетном отклике, звонке или посещении нужного учреждения. Своим трудолюбием, справедливостью, действенностью, добротой и принципиальностью Шутов снискал уважение не только в коллективе редакции газеты, но и тех, кто его знал».
Подвиг души
Психологи говорят, что каждый человек своим поведением, поступками, жизнью оправдывает свое имя. «Алексей» происходит от греческого «Алексо», что значит «защитник», «охранитель». Шутов своей жизнью, поведением, подвигом оправдал свое имя.Как журналист, он всегда стремился быть там, где надо было защитить справедливость или охранять правду от лжи и наветов. Как солдат, он самоотверженно исполнял свой воинский долг.В ноябре 1941 года он убыл на фронт и стал краснофлотцем Черноморского флота. Физически сильный, духовно крепкий и смелый, пулеметчик, моряк, он воевал за освобождение Кубани, Феодосии. Сражаясь, он находил время и для статей. В газете «Черноморец» часто писал о военных подвигах моряков — и в той же газете сообщали о снайпере Алексее Шутове, сбившем немецкий самолет и уничтожившем гитлеровцев.
Статьи военкора Алексея Шутова публиковались на страницах газеты «На страже» (Новороссийской военно-морской базы). В новогоднем номере он поведал о своих мыслях: «Сейчас полночь. По радио передают «Интернационал». Наступил новый 1943 год. Час тому назад наше подразделение выбило немцев с важной высоты. Ни «психические атаки», ни авиабомбы фашистских стервятников, ни их танки не смогли сломить волю и мужество советских моряков. Черноморцы тверже стали, сердце у них крепче гранита, их вера в Победу непоколебима. …Наступит время, и на Кубани вновь зацветут сады, заколосятся на полях густые нивы, зазвенят по вечерам девичьи песни… Кончаю писать. Через несколько часов, утром, открою свой новогодний снайперский счет за нашу Победу!».Сослуживцы писали, что краснофлотец Шутов имел две медали, но какие и когда они были вручены, мы пока не нашли.
С января 1943 года начались наступательные бои за освобождение черноморского побережья. Командование понимало, что без десанта победы не добиться. Самым удачным оказался вспомогательный десант майора Цезаря Львовича Куникова, Героя Советского Союза. Туда брали добровольцев. Одним из первых был Алексей Шутов. Василий Заика, его сослуживец, рассказывал родным Алексея:
— Я был очень рад, что мы снова встретились с Алексеем в Новороссийске, в отряде особого назначения. Туда брали только добровольцев и только тех, кто уже проявил героизм. А у Шутова уже было несколько медалей. В ночь с 3 на 4 февраля наш отряд пробился через огненную завесу и высадился в Цемесской бухте. Мы смяли передовые линии фашистов. С подкреплением мы заняли небольшой, но важный плацдарм — 28 квадратных километров. Мы назвали этот плацдарм Малой землей. У нас позади было море, впереди враг, сверху дождем сыпались снаряды, бомбы — до тысячи на каждого. Причем фашисты были выше нас, а мы внизу».
Раненый, продолжил бой
Нам удалось на сайте министерства обороны России найти наградной лист краснофлотца Алексея Игнатьевича Шутова, бойца первой боевой группы. «Во время высадки морского десанта майора Куникова в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года в районе Новороссийска пос. Станичка тов. Шутов проявил храбрость и отвагу в борьбе с врагом. Во время наступления подразделения противник открыл огонь из одного дзота. Шутов первым бросился на дзот, забросал его гранатами и уничтожил пятерых фашистов, тем самым дал возможность подразделению продвигаться вперед. За период боевых действий лично уничтожил 13 фашистов. В бою был ранен, но, несмотря на ранение, продолжал вести бой и только по приказу командира подразделения был эвакуирован и отправлен в госпиталь». Приказом командующего Черноморским флотом № 27 от 29.04.1943 г. награжден орденом Отечественной войны I степени.
Выписка из морского архива была прислана дочери Шутова — Алле Алексеевне Купка.В музее Новороссийска есть стенд о нашем земляке, а на памятнике павших — его фамилия. В Мемориальном парке Тимашевска на мемориальных плитах выбита фамилия журналиста Алексея Игнатьевича Шутова. Увековечено его имя в Сторожевой, на родине героя.
Виктор Ершов, член Союза журналистов России, ветеран военной службы