Из таких тимашевский художник Алексей Атаманенко.
Плакатный минимализм
Говорят, что способностью легко разглядеть необычное в обыденном обладают дети. Еще — люди творчества: фотографы, художники, артисты, скульпторы, писатели. Для них мир открыт в разнообразной палитре красок и имеет больше граней прекрасного. Алексей Атаманенко стал проявлять интерес к рисованию с детства. Причем начал с минимализма: рисовал крохотные кораблики, пароходики… Маленькие, но изображенные во всех деталях.
— Мой интерес к рисованию был замечен отцом — моряком рыболовецкого флота и художником-самоучкой по совместительству. В перерывах между рейсами он частенько подрабатывал в Тимашевске художником-оформителем, рисовал афиши к кинофильмам, писал лозунги, получал заказы на панно и плакаты на патриотическую тематику. Вот он и меня решил приобщить к делу, — рассказывает Алексей Александрович.
К великому искусству приобщал Атаманенко-старший сына по-своему: запирал на ключ в комнате, вручал какую-нибудь открытку с поздравлением к очередной годовщине Октября и приказывал копировать. Но у Алексея получалось неважно, чаще не того масштаба — он все время сбивался на свой любимый минимализм, а то и вовсе, протиснувшись сквозь оконную форточку, сбегал во двор играть со сверстниками. Не интересны для него были эти плакаты! Отец это понял и отдал сына в тимашевскую детскую художественную школу.
На пути к прекрасному
Художка научила Алексея многому, но сделать рисование делом всей жизни он поначалу не помышлял. В начале 80-х ушел в очередной рейс ловить рыбу и пропал без вести отец. Семья сразу стала жить трудно, так что после окончания средней школы Атаманенко, чтобы помочь матери, пошел работать. Сначала разнорабочим на тимашевский сахзавод, затем электриком на ТЭЦ. И везде сталкивался с необходимостью брать в руки кисточку, чтобы рисовать стенгазеты, оформлять доски с передовиками. Вскоре решил постигать рисование профессионально.
С рабфака — на худфак
Алексей пошел сначала на рабфак КубГУ с мыслью поступить на художественно-графический факультет. — Восемь пар в день, с восьми утра до семи вечера, нас усиленно учили алгебре, геометрии, литературе и русскому языку. Но живописи и рисунку — лишь 12 часов в неделю. Многие рабфаковцы к окончанию курсов и карандаш-то держать правильно в руке не умели. Неудивительно, что по окончании некоторые сокурсники ушли на другие факультеты. Я же знал, что хотел, и поступил на «худграф», — вспоминает Алексей Атаманенко.
Золотые годы
Учился он с удовольствием и с благодарностью вспоминает своих преподавателей. В бытовом плане у него, как у настоящего советского студента, полуголодное существование, комната в общежитии. Когда совсем было невмоготу, шел разгружать вагоны.Постепенно освоил все виды живописи. Но его коньком стал рисунок. Любовь к рисунку переросла в любовь к графике. Атаманенко уважает карандаш, тушь: они дают четкую линию, а в портрете создают нужную глубину. Хотя попутно художник счел необходимым освоить акварель и даже скульптурную лепку. Дипломную работу Атаманенко писал по теме «Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях институтов», что потом очень ему пригодилось.
Семнадцать лет педстажа
Именно столько лет провел Алексей Александрович в стенах Тимашевской детской художественной школы. Учил детей академическому рисунку, а главное — как сделать рисунок живым, чувственным и динамичным. В этот период много рисовал. Готовое не хранил, многое разошлось по заказчикам или просто в виде подарков. Довольно поздно догадался делать фотографии, чтобы собралось хоть какое-то портфолио.
А еще во время работы в ДХШ Атаманенко стал рисовать шаржи. Во время уроков, когда задания были розданы, чтобы занять себя, делал зарисовки учеников, а когда за что-то на них сердился, делал эти рисунки «сердитыми», гротескными. Особо непослушным потом эти рисунки показывал, «шантажируя» обещанием, если не исправятся, выставить их на общее обозрение. Действовало, вспоминает Алексей Атаманенко, без осечки. Некоторые ученики потом даже выпрашивали шаржи на память.
Сейчас в ДХШ он не работает. Так сложились жизненные обстоятельства. Уверяет, что о былом не жалеет. Но с какой теплотой рассказывает о своих бывших учениках!
Еще по теме: Тимашевские художники переехали в новое здание
Живое дерево — произведения искусства тимашевца Петра Носикова знают далеко за пределами России
Более девятисот тысяч рублей выручено на аукционе для строительства храма в Тимашевске