Но флэшки имеют свойство теряться, и с каждой такой потерей утрачивается часть нашей истории, которая через годы могла бы напомнить об очень многом интересном. Кто считает, что я не прав, пусть откроет (если есть) старый фотоальбом, свой или родительский. Мне повезло, у меня таких альбомов целая стопа, и у родных тоже немало, а все благодаря моему отцу, который начал заниматься любительской фотографией еще в военные годы. Тогда фотоаппарат был редкостью, и те, кому удавалось попадать в объектив, относились, как сейчас говорят, к фотосессии вполне серьезно: поправляли на себе одежду, прическу, выражению лица придавали соответствующий случаю вид, и только потом «вылетала птичка».

Снимал тогда папа трофейным фотоаппаратом немецкой фирмы Voigtländer, который привез с Великой Отечественной. Это была широкопленочная камера с катушкой фотопленки, рассчитанной всего на одиннадцать кадров. Можно представить, как ценился каждый сделанный снимок! Ведь и сама пленка, и фотобумага, и химреактивы были в страшном дефиците. Тем не менее все торжества, все важные семейные события и многое, многое другое, удавалось запечатлеть и тем самым сохранить в нашей памяти на долгие годы.

А сколько труда стоило распечатать фотографии! Сначала в кромешной темноте папа в разных растворах проявлял, промывал, закреплял, снова промывал и уже потом сушил фотопленку. Это был негатив: все белое имело черный цвет, а черное — белый. Но по нему уже можно было догадаться, что запечатлено на снимке. Потом наступал этап печатания фотографий, и негативные изображения превращались в позитивные. Для нас это было как магия.
Фотоувеличителя у папы тогда не было, поэтому печатал фотографии контактным способом с помощью специального трафарета, в который вставлял лист фотобумаги, нужный кадр, вырезанный из пленки. Затем на секунды давал свет и проявлял. Фотографии получались именно такого же размера, как и сам кадр пленки 6×9 см. Процесс был очень трудоемкий и завершался, как правило, далеко заполночь, когда мы, детвора, уже тихо посапывали, уснув тут же на скамейке. А утром все дружно, с огромным интересом разглядывали уже подсохшие фотоснимки.

Автор с трофейной фотокамерой Voigtländer

…Я и теперь иногда достаю старые альбомы и с таким же интересом разглядываю на пожелтевших от времени снимках знакомые лица из прошлого. Этих лиц сотни: с грустью, с улыбкой или просто с любопытством они открыто смотрят на меня, а точнее — в объектив этого трофейного Voigtländerа. Когда-то он ценился чуть ли не как гармошка на празднике, потом уступил место более новой фототехнике: были у нас и ФЭД, и «Зенит», и разные «мыльницы», но вот старая трофейная фотокамера Voigtländer — первая и единственная в своем роде, потому и заслужила право считаться семейной реликвией.

Наша справка. Компания Voigtländer была основана в Вене в 1756 году Йоханом Кристофом Фогтлендером, она производила оптические инструменты и линзы. А в 1840 году выпустила первые цельнометаллические фотоаппараты. Объективы Voigtländer были революционным продуктом для своего времени — они впервые создавались путем математических расчетов вместо эмпирического подбора линз. Благодаря этому объектив обладал рекордной для тех лет светосилой. В 1930 году началось производство среднеформатной камеры (6х9 см) «Bessa», а в 1931 году — «Brilliant».

От редакции

Если и в вашей семье есть своя реликвия, напишите о ней и, по возможности, с фотоснимком пришлите к нам в редакцию «Знаменки». Это могут быть фамильные украшения, старинные часы, шкатулки, мебель и даже одежда: счастливое свадебное платье прабабушки или черкеска прадеда. Пусть о них узнают земляки. Ведь реликвия — это не то, что спрятано от всех, это часть нашей большой истории, которую мы не должны забывать. admin@zttim.ru