Исполняется 60 лет со времени начала освоения целины Ровно шестьдесят лет назад пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Партия и правительство наметили распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн га целинных и залежных земель. В те годы молодым людям был присущ трудовой энтузиазм и воодушевление грандиозными планами. Они ехали покорять Север, осваивать Сибирь и целину, возводить гиганты индустрии. Страна приходила в себя после ужасной войны и остро нуждалась в хлебе, его в магазинах выдавали по продовольственным карточкам, и тысячи добровольцев, собрав нехитрые пожитки в чемоданы и рюкзаки, отправлялись по комсомольским путевкам обживать целинные районы. В их числе был только что демобилизовавшийся Григорий Жмак. Приехал он в целинный совхоз Вишневский Акмолинской области (позже ее переименовали в Целиноградскую). Рабочие руки там требовались позарез. Надо было освоить десятки тысяч гектаров целины, построить жилье, клуб, баню и прочие социальные объекты. — Техники нагнали много, а людей не хватало — вспоминает Григорий Яковлевич, — пригодилась моя армейская специальность водителя, сразу дали полуторку. Трудились не покладая рук, в уборочную, бывало, приходилось спать пока стоял на разгрузке. Потом зимой учился на курсах, стал механизатором широкого профиля, получил по тем времена крутой грузовик ГАЗ-51. Работал везде, где требовалось: и на комбайне, и на разных тракторах. Первым в совхозе сел за руль мощного К-700, но это было позже… Целина испытывала людей на прочность. Очень старались убрать бескрайние хлебные поля до осеннего ненастья, но вывезти пшеницу с полей до снега не успевали, ее ссыпали прямо на землю в огромные бурты. Потом отыскивали в поле эти бурты, разгребали сугробы техникой и вывозили хлеб. — Машины ломались тогда часто, — вспоминает Григорий Жмак. — Как-то и на моем ГАЗ-51 полетело сцепление. Кругом степь, пурга, до совхоза больше полусотни километров, помощи не дождешься. Я знал, что от машины удаляться нельзя, кто так поступал, до сих пор где-то «ходит». Что делать? Засыпал машину снегом со стороны ветра, залез под днище и открутил коробку передач. Хорошо запасная муфта была, а вот поставить на место тяжеленную коробку без посторонней помощи никак не удавалось. Несмотря на мороз, весь взмок от напряжения и каким-то чудом все же установил коробку. Никто в гараже потом поверить в это не мог. Что бы потом ни говорили о целине, об ошибках и просчетах, целинники выполнили наиважнейшую задачу — накормили страну! Хлеб появился в свободной продаже. В память о тех непростых годах в семейном архиве Григория Яковлевича хранится немало наград, которыми отметила его Родина за трудовой героизм. Это почетные грамоты, дипломы, медали, ордена «Знак почета» и Трудового Красного Знамени. Самый почетный — орден Ленина. Целинная эпопея Григория Жмака продолжалась 21 год. На целине познакомился он с будущей женой, комбайнером Варварой. Свадьбу сыграли, троих детей вырастили, а в конце семидесятых по совету знакомых переехали на Кубань, в Тимашевский район, в совхоз «Тимашевский». Целинная закалка не дала Григорию Яковлевичу жить на Кубани за счет багажа прежних заслуг. Своим трудом он и у нас в районе за штурвалом комбайна добивался рекордных намолотов, до самой пенсии неизменно был в лидерах жатвы. Для него быть передовиком — не значит купаться в лучах славы, а внутренняя потребность приносить своей стране столько пользы, сколько позволяет предельное напряжение сил. Наша справка Освоение целины шло форсированными темпами: если за два года предполагалось распахать 13 млн га, то в действительности распахали 33 млн га. За 1954—1960 гг. было поднято 41,8 млн га целины и залежи. Новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов — от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. На целине только в первые два года было создано 425 зерновых совхозов, аграрные гиганты создавались и позже. фото из семейного архива Г. Жмак Исполняется 60 лет со времени начала освоения целины Ровно шестьдесят лет назад пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Партия и правительство наметили распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн га целинных и залежных земель. В те годы молодым людям был присущ трудовой энтузиазм и воодушевление грандиозными планами. Они ехали покорять Север, осваивать Сибирь и целину, возводить гиганты индустрии. Страна приходила в себя после ужасной войны и остро нуждалась в хлебе, его в магазинах выдавали по продовольственным карточкам, и тысячи добровольцев, собрав нехитрые пожитки в чемоданы и рюкзаки, отправлялись по комсомольским путевкам обживать целинные районы. [[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:38874,»alt»:»»}]]В их числе был только что демобилизовавшийся Григорий Жмак. Приехал он в целинный совхоз Вишневский Акмолинской области (позже ее переименовали в Целиноградскую). Рабочие руки там требовались позарез. Надо было освоить десятки тысяч гектаров целины, построить жилье, клуб, баню и прочие социальные объекты. — Техники нагнали много, а людей не хватало — вспоминает Григорий Яковлевич, — пригодилась моя армейская специальность водителя, сразу дали полуторку. Трудились не покладая рук, в уборочную, бывало, приходилось спать пока стоял на разгрузке. Потом зимой учился на курсах, стал механизатором широкого профиля, получил по тем времена крутой грузовик ГАЗ-51. Работал везде, где требовалось: и на комбайне, и на разных тракторах. Первым в совхозе сел за руль мощного К-700, но это было позже… Целина испытывала людей на прочность. Очень старались убрать бескрайние хлебные поля до осеннего ненастья, но вывезти пшеницу с полей до снега не успевали, ее ссыпали прямо на землю в огромные бурты. Потом отыскивали в поле эти бурты, разгребали сугробы техникой и вывозили хлеб. [[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:38875,»alt»:»»}]] — Машины ломались тогда часто, — вспоминает Григорий Жмак. — Как-то и на моем ГАЗ-51 полетело сцепление. Кругом степь, пурга, до совхоза больше полусотни километров, помощи не дождешься. Я знал, что от машины удаляться нельзя, кто так поступал, до сих пор где-то «ходит». Что делать? Засыпал машину снегом со стороны ветра, залез под днище и открутил коробку передач. Хорошо запасная муфта была, а вот поставить на место тяжеленную коробку без посторонней помощи никак не удавалось. Несмотря на мороз, весь взмок от напряжения и каким-то чудом все же установил коробку. Никто в гараже потом поверить в это не мог. Что бы потом ни говорили о целине, об ошибках и просчетах, целинники выполнили наиважнейшую задачу — накормили страну! Хлеб появился в свободной продаже. В память о тех непростых годах в семейном архиве Григория Яковлевича хранится немало наград, которыми отметила его Родина за трудовой героизм. Это почетные грамоты, дипломы, медали, ордена «Знак почета» и Трудового Красного Знамени. Самый почетный — орден Ленина. Целинная эпопея Григория Жмака продолжалась 21 год. На целине познакомился он с будущей женой, комбайнером Варварой. Свадьбу сыграли, троих детей вырастили, а в конце семидесятых по совету знакомых переехали на Кубань, в Тимашевский район, в совхоз «Тимашевский». [[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:38876,»alt»:»»}]]Целинная закалка не дала Григорию Яковлевичу жить на Кубани за счет багажа прежних заслуг. Своим трудом он и у нас в районе за штурвалом комбайна добивался рекордных намолотов, до самой пенсии неизменно был в лидерах жатвы. Для него быть передовиком — не значит купаться в лучах славы, а внутренняя потребность приносить своей стране столько пользы, сколько позволяет предельное напряжение сил.     Наша справка Освоение целины шло форсированными темпами: если за два года предполагалось распахать 13 млн га, то в действительности распахали 33 млн га. За 1954—1960 гг. было поднято 41,8 млн га целины и залежи. Новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов — от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. На целине только в первые два года было создано 425 зерновых совхозов, аграрные гиганты создавались и позже. фото из семейного архива Г. Жмак