Бог един Аскеру Басте, сокурснику, товарищу Церковный купол золочено-звонкий Пробил ночного неба высоту, И полумесяц ласковым ягненком Прибился к христианскому кресту. Не тесно им в высоком небе вместе, И никакой вражды меж ними нет: Как побратимы, крест и полумесяц На Землю льют спокойный, добрый свет. Он — наших чистых помыслов основа, И кажется кощунственным вопрос: Кто от пороков, от греха земного Укроет нас — Аллах или Христос? Ведь истинная вера не обманет И не заманит в сатанинский стан. Господь един. И добрый мусульманин Найдет приют у добрых христиан. Владислав ПРОХОРОВ. P.S. В. Прохоров не первый, кто берется за эту непростую тему. Персидский философ, астроном, математик и поэт Омар Хайям (живший, между прочим, в 11—12-м веках) в прославивших его четверостишьях (рубаи) написал: Есть много вер, и все они несхожи… Что значит — ересь, грех, ислам? Любовь к Тебе я выбрал, Боже, Все прочее — ничтожный хлам. И вправду, что делает полумесяц, который принято считать символом ислама, на куполах православных храмов? Вот как разъясняется это в Википедии и некоторых других источниках. ПОЛУМЕСЯЦ, или цата, как это правильно называется, на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с изображением цаты украшали еще древние храмы — Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть как символ великокняжеского достоинства в XVI веке. Часто цата изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на иконах Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. И крест с цатой на куполе храма говорит о том, что храм этот — православный. Полумесяц на православных храмах имеет свою, особенную, форму. Изображение полумесяца поддерживает идею храма как Дома Божия и Корабля Спасения. Еще говорят про Вифлеемскую колыбель, принявшую младенца Христа; рассматривают полумесяц как форму евхаристической чаши и крещальной купели. Полумесяц как символ сейчас однозначно связывают с исламом. Но задолго до возникновения ислама он использовался жителями Малой Азии. Стоит также отметить, ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ. Бог един Аскеру Басте, сокурснику, товарищу Церковный купол золочено-звонкий Пробил ночного неба высоту, И полумесяц ласковым ягненком Прибился к христианскому кресту. Не тесно им в высоком небе вместе, И никакой вражды меж ними нет: Как побратимы, крест и полумесяц На Землю льют спокойный, добрый свет. Он — наших чистых помыслов основа, И кажется кощунственным вопрос: Кто от пороков, от греха земного Укроет нас — Аллах или Христос? Ведь истинная вера не обманет И не заманит в сатанинский стан. Господь един. И добрый мусульманин Найдет приют у добрых христиан. Владислав ПРОХОРОВ. P.S. В. Прохоров не первый, кто берется за эту непростую тему. Персидский философ, астроном, математик и поэт Омар Хайям (живший, между прочим, в 11—12-м веках) в прославивших его четверостишьях (рубаи) написал: Есть много вер, и все они несхожи… Что значит — ересь, грех, ислам? Любовь к Тебе я выбрал, Боже, Все прочее — ничтожный хлам. И вправду, что делает полумесяц, который принято считать символом ислама, на куполах православных храмов? Вот как разъясняется это в Википедии и некоторых других источниках. ПОЛУМЕСЯЦ, или цата, как это правильно называется, на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с изображением цаты украшали еще древние храмы — Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть как символ великокняжеского достоинства в XVI веке. Часто цата изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на иконах Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. И крест с цатой на куполе храма говорит о том, что храм этот — православный. Полумесяц на православных храмах имеет свою, особенную, форму. Изображение полумесяца поддерживает идею храма как Дома Божия и Корабля Спасения. Еще говорят про Вифлеемскую колыбель, принявшую младенца Христа; рассматривают полумесяц как форму евхаристической чаши и крещальной купели. Полумесяц как символ сейчас однозначно связывают с исламом. Но задолго до возникновения ислама он использовался жителями Малой Азии. Стоит также отметить, ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ.