а в Севастополе оставалась наша военно-морская база. В трудные для моряков времена происходила дележка Черноморского флота между Россией и Украиной: флот разграблен, были большие проблемы с продовольствием, русских старались выдворить из Севастополя…
Эти трудности подтолкнули россиян взять шефство над российским флотом. Краснодарский край одним из первых подключился к этой акции, почти каждый город и район имел на Черноморском флоте своих подшефных. У Тимашевского района это был военный корабль — плавучая судоремонтная мастерская ПМ-138, на котором 25 июля 1993 года был поднят Андреевский флаг и корабль вошел в состав ВМФ России.
В конце июля 1995 года два автобуса с гуманитарной помощью и делегацией из Тимашевского района, куда вошли представители администрации, казачества, кондитерского комбината «Кубань» и газеты «Знамя труда» (автор этих строк), отправились в Севастополь к своему подшефному кораблю. На нем к тому же проходили срочную службу два наших земляка, их мамы И. Баландина и Г. Генералова тоже были с нами. Об этой поездке в славный город Севастополь, встрече тимашевцев с моряками-черноморцами был ряд публикаций в «Знаменке».
И вот Крым снова стал российским, этот выбор сделали сами крымчане, справедливость восторжествовала! Очень хотелось снова побывать на этом полуострове, особенно после изменения статуса региона.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:»34807″,»width»:0,»height»:0,»alt»:»»}]]
…Середина ноября 2015 года, в руках фотоаппарат, путевка на 12 дней в один из многочисленных санаториев южного берега Крыма, и вот я уже в удобном кресле автобуса, мчавшегося в ночи к Керченской переправе. В полночь мы уже были в порту «Кавказ». Вся сияющая огнями переправа — с огромными, стоящими у причалов паромами, четким ритмом работы, большим количеством большегрузов, туристических автобусов и легковых машин — поразила своими масштабами.
После прохождения паспортного контроля и тщательной проверки багажа на КПП въезжаем на многопалубный красавец-паром «Крым». Теперь можно выйти из автобуса, подняться на верхние палубы, прогуляться по ним, любуясь завораживающей панорамой огромного ночного порта, или зайти в уютные салоны, выпить чашечку кофе, посмотреть телевизор или просто посидеть, пока паром пересекает пролив.
Из Керчи маршрут нашего автобуса Ставрополь-Ялта проходил через Симферополь. Помимо автомобильной дороги, с южным берегом Крыма столицу республики связывает проложенная в горах и не имеющая аналогов в мире троллейбусная линия. Ее протяженность от аэропорта Симферополя до Ялты составляет 96 км.
С рассветом, по прибытии в Ялту, в полной мере окунаешься в неповторимо красочный колорит осенней природы южного берега Крыма, познавая который все больше и больше восхищаешься и удивляешься увиденному. В Крым невозможно не влюбиться, побывав там даже один раз!
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:»34808″,»width»:0,»height»:0,»alt»:»»}]]
Но самое главное богатство полуострова — его люди! Из 12 дней отдыха шесть провел в обесточенном Крыму. Был свидетелем, как население терпеливо переносило очередное испытание, веря в то, что Россия не бросит их в беде. Было очень сложно, не хватало информации о том, что случилось и когда появится электричество. Не работали телевидение, сотовая связь, Интернет, почта. В республике был введен режим жесточайшей экономии электроэнергии, детей в школах отправили на каникулы.
В Феодосии были полностью обесточены промышленные предприятия. Приоритетными направлениями подачи электроэнергии стали объекты жизнедеятельности города. В Керчи глава распорядился прекратить продажу алкоголя, включая пиво, на время действия ЧС. В СМИ одна из главных тем — как пережить отключение света с подробными советами по спасению бытовой техники, покупке экономичных фонарей и свечей… Сейчас все это звучит как сводки боевых действий, но так было.
Магазины работали, кто мог приобретал небольшие генераторы, чтобы спасти скоропортящиеся продукты. В разных уголках магазинов ставили свечи, покупателей сопровождали продавцы с фонариками, но никто не жаловался, считая, что нужно потерпеть, пережить эту ситуацию.
Все будет хорошо, — говорили крымчане, с которыми довелось общаться, — как здорово, что мы вместе с Россией, с Путиным, в состав Украины мы никогда не вернемся!
Совет. Тем, кто впервые собирается поехать в Крым, хотелось бы дать несколько советов: в настоящее время через Тимашевск в направлении полуострова проходят три автобусных маршрута из Москвы, Ставрополя и Дербента, то есть уехать можно с нашего автовокзала. А главный весьма актуальный совет (по крайней мере, на ближайшую перспективу) — ехать надо с наличными деньгами, ибо с банковской карты, полученной вне полуострова, деньги вы не снимите ни в местных банкоматах, ни в офисах расположенных там банков (проверено с картами Сбербанка).
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:»34809″,»width»:0,»height»:0,»alt»:»»}]]
фото автора
В обесточенном Крыму, или 20 лет спустя
Глазами очевидца. Отдых при свечах, без сотовой связи, телевизора, Интернета. Последний раз на Крымском полуострове я был 20 лет назад, когда после развала СССР Крым уже полностью принадлежал Украине,