«Ветер со стороны двора… завывает, стонет, свистит. Собака не должна учуять…. Фасад освещен хорошо… за забором темно и вдоль улицы тоже…». Так начинается рассказ Валерия ПРОЦЕНКО «Паршивая овца», опубликованный в литературно-историческом журнале «Родная Кубань». Это не первое произведение нашего земляка, которое редакционная коллегия журнала одобрила к печати. О чем же этот рассказ? Простая до жути история, в которой по сути нет положительных образов. И сюжет несложен: есть киллер, есть заказчик и есть жертва. Так кто же из них паршивая овца? Первая мысль, когда начинаешь читать рассказ, — это, конечно же, киллер — молодой 35-летний мужик, не обремененный совестью, любящий пофилософствовать, мечтающий уйти «на покой» с кругленькой суммой и купить квартирку и машину. И разве важно, как он добыл эту сумму? Для Серого не существует морально-этических проблем, для него быть киллером все равно что, скажем, летчиком или стюардессой — их профессии он приравнивает к своему опасному и трудному ремеслу. Рамки жанра не позволяют автору поразмышлять над тем, как же парень докатился до такой жизни, какой поворот или зигзаг в его судьбе стал роковым. Мы видим лишь эпизод из его жизни, когда он перекраивает оговоренное с заказчиком убийство и уходит с деньгами и ценностями в неизвестность. Сумеет ли этот человек остановиться, как мечтает, стать рядовым обывателем, раствориться в серой массе? Очень сомнительно. Есть в рассказе и другой персонаж — Михалыч, везучий, по мнению Серого, умный и энергичный человек. Владелец магазинов, ликеро-водочного завода, гостиницы, заправки, домов, квартир и дач, депутат, член правящей партии… И кто из них хуже и грязнее — наемный киллер Серый или этот респектабельный господин, под большим вопросом. Но бог у них один — деньги. Одинокий и очень богатый предприниматель подгребает под себя все, что может, а если не может — то под рукой всегда Серый, который готов за «бабки» устранить конкурента. Но на пути всевластного Михалыча, практически хозяина района, возникает какой-то «бе-е-е-дный художник», создает общество трезвости и сбивает народ с пути, который Михалыч выстелил доходным бизнесом — продажей алкоголя и сигарет. Доходы падают, злоба растет. Художника Александра Ивановича — а он-то и есть та самая паршивая овца, надо просто убрать. Тяга к деньгам вещь непреодолимая, и Серый после долгих уговоров соглашается устранить художника. Но все оборачивается не так. Творческий человек — «художник, слюнтяй, интеллигент!» — оказывается не робкого десятка и легко справляется с Серым. Киллер сдает Михалыча с потрохами. Ситуация неоднозначная. Как она разрешится? Серый уверен, «художник на прощание намекнул, что он должен разрешить ситуацию по совести». Но как понимать эти слова? — Убить, что ли? Итак, в итоге рассказа художник на время спрятался, Михалыч убит, Серый исчез. А следствие спустило дело на тормозах… Евгения Орлова, член Союза журналистов России {loadposition rek2} «Ветер со стороны двора… завывает, стонет, свистит. Собака не должна учуять…. Фасад освещен хорошо… за забором темно и вдоль улицы тоже…». Так начинается рассказ Валерия ПРОЦЕНКО «Паршивая овца», опубликованный в литературно-историческом журнале «Родная Кубань». Это не первое произведение нашего земляка, которое редакционная коллегия журнала одобрила к печати. О чем же этот рассказ? Простая до жути история, в которой по сути нет положительных образов. И сюжет несложен: есть киллер, есть заказчик и есть жертва. Так кто же из них паршивая овца? Первая мысль, когда начинаешь читать рассказ, — это, конечно же, киллер — молодой 35-летний мужик, не обремененный совестью, любящий пофилософствовать, мечтающий уйти «на покой» с кругленькой суммой и купить квартирку и машину. И разве важно, как он добыл эту сумму? Для Серого не существует морально-этических проблем, для него быть киллером все равно что, скажем, летчиком или стюардессой — их профессии он приравнивает к своему опасному и трудному ремеслу. Рамки жанра не позволяют автору поразмышлять над тем, как же парень докатился до такой жизни, какой поворот или зигзаг в его судьбе стал роковым. Мы видим лишь эпизод из его жизни, когда он перекраивает оговоренное с заказчиком убийство и уходит с деньгами и ценностями в неизвестность. Сумеет ли этот человек остановиться, как мечтает, стать рядовым обывателем, раствориться в серой массе? Очень сомнительно. Есть в рассказе и другой персонаж — Михалыч, везучий, по мнению Серого, умный и энергичный человек. Владелец магазинов, ликеро-водочного завода, гостиницы, заправки, домов, квартир и дач, депутат, член правящей партии… И кто из них хуже и грязнее — наемный киллер Серый или этот респектабельный господин, под большим вопросом. Но бог у них один — деньги. Одинокий и очень богатый предприниматель подгребает под себя все, что может, а если не может — то под рукой всегда Серый, который готов за «бабки» устранить конкурента. Но на пути всевластного Михалыча, практически хозяина района, возникает какой-то «бе-е-е-дный художник», создает общество трезвости и сбивает народ с пути, который Михалыч выстелил доходным бизнесом — продажей алкоголя и сигарет. Доходы падают, злоба растет. Художника Александра Ивановича — а он-то и есть та самая паршивая овца, надо просто убрать. Тяга к деньгам вещь непреодолимая, и Серый после долгих уговоров соглашается устранить художника. Но все оборачивается не так. Творческий человек — «художник, слюнтяй, интеллигент!» — оказывается не робкого десятка и легко справляется с Серым. Киллер сдает Михалыча с потрохами. Ситуация неоднозначная. Как она разрешится? Серый уверен, «художник на прощание намекнул, что он должен разрешить ситуацию по совести». Но как понимать эти слова? — Убить, что ли? Итак, в итоге рассказа художник на время спрятался, Михалыч убит, Серый исчез. А следствие спустило дело на тормозах…    Евгения Орлова, член Союза журналистов России {loadposition rek2}