А в сердце все равно лучится золотым солнышком малая родина, Кубань, Краснодарский край. Коллега из станицы Ленинградской по просьбе «Знаменки» подготовила материал об интереснейшем человеке, с которым хорошо знакома. Читатели серебряного возраста наверняка помнят народного артиста России, заслуженного артиста РСФСР, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, солиста Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, ансамбля песни и пляски ВВС России Николая Ивановича Олейника. Его судьба — захватывающий роман.

РОЖДЕН НА ХУТОРЕ

20 декабря 1939 года на хуторе Куликовском в семье колхозников Агафьи Платоновны и Ивана Мамонтовича Олейник родился сын. Нарекли его в честь большого покровителя и помощника людского Николая Чудотворца.

— Отец был спокойный, терпеливый, по природе своей воспитанный человек. Никогда не ругался матом, — особо подчеркивает эти замечательные черты родителя Николай Иванович. — А мама бедовая, в огонь и в воду. От нее и затрещину мог схлопотать. От нее же унаследовал голос. Пела чисто, звонко…

Пели мать и сын много, как все колхозники: сажали картошку — пели, пололи грядки — пели, косили траву — пели. Пели, не задумываясь и не зная, что поют правильно.

— Откуда было знать про сопрано, про тенора, о каких-то партиях, а оказалось, что поем «на два голоса», — вспоминает свои младые годы народный артист России

При всем своем трудолюбии учиться в школе Николай не хотел, особенно когда в 5-й класс перешел. Родителей вызывали на педсовет, прорабатывали на правлении колхоза. Надо было как-то «разруливать» школьные дела и одолеть семь классов. Перед родителями не-удобно. Годы спустя ему ой как будет недоставать школьного образования. А пока парень как-нибудь доучился в 7-м классе. Тогда Николай не думал не гадал, что он, необразованный хуторской парень, попадет в Москву, будет в ней жить, объедет весь мир, что будут записаны его концерты, появятся диски с песнями.

…На хутор в то время наезжал инструктор по вождению автомобилей. Николай записался одним из первых на курсы, до армии оставался один год, пригодится. И вдруг узнает, что правление колхоза хочет направить кого-то учиться на баяниста. Николай уговорил председателя, а потом его сразу забрали в армию. По дороге в Германию в поезде у всех мешки с едой, а Николай с гармошкой. Играл все, что знал.

МУЗЫКАЛЬНО-АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ

Когда прибыли в часть, пришел дирижер духового оркестра и спросил, есть ли музыканты. «Есть!» — выкрикнул кто-то. «Выйти из строя!» — последовал приказ, а тот, кто крикнул, отвечает: «Это не я, а он» — и указал на Николая.

Он же ни в какую не соглашался. У него, видите ли, водительские права и должен служить только шофером.

— Стали меня «старики» уговаривать. Объясняли, что будет совсем другая служба. Согласился. Думал, буду играть на гармошке или барабане. А нужен был кларнетист. Я его и в глаза никогда не видел, этот кларнет. За отказ — на гауптвахту. Ох и трудно дался мне этот кларнет. Поначалу губы распухали, как после укуса пчел, но все-таки освоил инструмент, играл, не зная нот, вел самую простую партию, — самокритично рассказывает Николай Иванович.

— А петь когда начали?

— О, тут тоже интересно получилось. Умывальник находился в подвальном помещении, а там был очень хороший резонанс, я и попробовал голос. «Ого, какой голосище!» — оценили сослуживцы и начали просить: «Пой еще!».

И опять проявилась солдатская солидарность, ребята заставили его пойти на прослушивание в профессиональный ансамбль. Он спел «Вижу чудное приволье», «Тот, кто рожден был у моря», «До свиданья, дорогая»… Все, что выучил в колхозе с патефонной пластинки.

— Мы вас берем, — был вердикт руководителя военного ансамбля песни и пляски Рафаила Вершинина. Я обрадовался, да чересчур, и ночью упал со второго яруса кровати. Сильно ушиб руку и голову. Ну, думаю, прощай карьера артиста. Проходит месяц, второй, третий, четвертый, никто меня никуда не зовет.

Однажды около 10 часов вечера прибежал сослуживец: Коля, тебя забирают в ансамбль! Подумал, что его сразу повезут петь, а комиссия поехала вместе с ним по другим частям. Набрали 28 человек. Привезли их в военчасть под Веймаром, раздали ноты, приказали выучить для прослушивания. Настал день отбора. Из 28 человек оставили 7. В это счастливое число попал и Николай Олейник. Вскоре на концерте он спел «Все гляжу, все гляжу я в окошко вагонное». Приняли очень хорошо.

И началась музыкально-армейская жизнь.

Художественный руководитель сразу выделил Николая и относился к нему с отеческим вниманием. Голос голосом, но надо учиться, а чтобы поступить в музучилище, надо окончить среднюю школу. Ездил в Веймар, осилил 9-й класс. Тут приехали на гастроли артисты Большого тетра. Ребята его опять толкают: иди, пусть тебя прослушают!

— Если бы не настырность однополчан, я бы ничего не добился. Мою хуторскую закомплексованность разряжала доброжелательность людей, встречавшихся на моем пути, — с благодарностью вспоминает знаменитый артист. — Меня послушали и сказали, что надо учиться. И снова камнем преткновения стало мое незаконченное среднее образование. Профессор Вера Подольская передала мне записку с адресом и телефоном: «Приезжайте в Москву».

Москва, Веймар, родной хутор Куликовский… Николай терялся, мысли путались. Но все же в отпуск поехал в столицу. Нашел В.В. Подольскую. Она повела его к профессору А.В. Свешникову. Тот похвалил и сказал, что нужно поступать в консерваторию. Какая консерватория, когда нет среднего образования!

Отслужив положенный срок, Николай собрался в Москву, но его пыл охладил Р.С. Вершинин: «На какие средства ты собираешься учиться? У тебя родители колхозники, а это Москва… Иди на сверхсрочную, накопи денег и поступай». Он так и сделал.

ПОКОРЕНИЕ МОСКВЫ

Николай был самым элегантным абитуриентом в училище имени Гнесиных, упакован с ног до головы: красивое пальто, костюм, ботинки. Все приобретено на заработанные в армии деньги. Да и сам хорош. И опять везение. На него обратила внимание педагог по актерскому мастерству, видя его зажатость на сцене, посоветовала идти на курс актеров музыкальной комедии.

— С пением было гораздо лучше, чем с текстом и движением на сцене. Как только надо было что-то сказать, я весь напрягался. Репетируем, стараюсь, а мне: «Не верю! Не убедительно! Сначала!». Посоветовали выходить на сцену с кувырка и только после этого говорить. Я кувыркался, а все равно не получалось. До такой степени накувыркался, что спину стер до крови, думал: Господи, скорее бы все это закончилось. После 25-го «сальто-мортале», когда мне было уже все равно, вдруг крик: «Стоп! Запомни это состояние!». Я даже не понял, что именно надо запомнить, — боль или то, как я сказал. Но с тех пор дело пошло.

После училища прошел по конкурсу в Детский музыкальный оперный театр под руководством Натальи Сац. Это была гениальная, сильная, волевая, женщина, она не признавала никаких авторитетов около искусства. Первая в мире женщина оперный режиссер, театральный деятель, писатель, драматург, педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, премии Ленинского комсомола, премии Совета Министров СССР, член Союза писателей СССР. Авторитет этой женщины был непререкаем.

Николай играл сказочных героев, спектакли шли с успехом. На одном случился курьез. Николай нечаянно задел один из электропроводов во время фуэте, его так шибануло током, что он рухнул в оркестровую яму. Зрительный зал взорвался аплодисментами, считая, что это по сценарию.

Однажды ему позвонили и пригласили в хор имени М.Е. Пятницкого. Художественный руководитель Валентин Левашов, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, композитор, слышал Николая раньше. Сразу нарисовали перспективу: зарплата выше, зарубежные гастроли, слава. Но уйти от Сац было непросто.

— Куда ты идешь? В колхозный хор?! — кричала Наталья Ильинична. И сулила мне зарплату и первые роли. Даже секретарем парторганизации театра выбрали (это многое значило тогда — авт.).

После трех лет работы в театре Натальи Сац Николай все-таки ушел в солисты хора имени Пятницкого. Сац приказала не пускать его в театр. Зато в хоре дела складывались как нельзя лучше. Новичку сразу дали соло песен «Коробейники» и «Калинка». Он решил не просто стоять и петь, а прохаживаться перед хором, раздавать платки, бусы, ведь он же коробейник, у которого «полным-полна коробушка». Коллектив не понял его. Номер был сорван. Завистники стали настаивать на его увольнении. Но В.С. Левашов решил сам все посмотреть. Худруку идея понравилась и он сделал ставку на Олейника.

В 1982 году солист Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого Николай Олейник получил звание заслуженного артиста РСФСР, а в 2002-м, уже в ансамбле песни и пляски Военно-Воздушных Сил России, ему было присвоено звание народного артиста России.

И ПРАВДА — НАСТОЯЩИЙ АРТИСТ

На родном хуторе артиста всерьез не воспринимали, подтрунивали: «Ну что, артист ваш еще не вернулся домой?». Когда по телевизору стали показывать выступления хора, удивлялись: «А что, Колька твой и правда за границу ездит?»; «Ты, дывысь, и вправду артист».

Родители никогда не были против артистического будущего сына, особенно маме нравились его выступления. Однажды в Ростове-на-Дону выступал хор имени Пятницкого, мама приехала посмотреть. Николай солировал песню о Ленине, и вдруг она громко, на весь зал: «Цэ ж мий сыночек спивае!». У Николая горло перехватило… Но ничего, допел. А на выступлении ансамбля ВВС в станице Бриньковской Агафья Платоновна, уже в инвалидной коляске, когда к ней подошел хормейстер познакомиться и поблагодарить за сына, она ему выдала: «Вы ж не обижайте моего сыночка!». А сыночку уже за 60… Мамы и папы давно уже нет, а этим воспоминаниям нет цены…

НА ДВОИХ ОДНА СУДЬБА

За годы работы в хоре Пятницкого произошли самые важные события в жизни Н.И. Олейника. Он стал знаменитым в СССР, России и за рубежом, много и успешно гастролировал. Его современниками по творческому ремеслу были многие знаменитости, работал на одной сцене с Иосифом Кобзоном, Людмилой Зыкиной, Валентиной Толкуновой, Александрой Пахмутовой, Львом Лещенко, Надеждой Бабкиной, Владимиром Винокуром. Но главным событием тех лет Николай Иванович считает встречу с юной Натальей Тихоновой, ставшей на всю жизнь его музой. Она пришла на прослушивание в хор, голосистая, милая, стройная, ну просто русская березка. «Эту девушку надо брать!» — написал записку член художественного совета хора Николай Олейник худруку В. Левашову.

Солисты хора имени Пятницкого Наталья Тихонова и Николай Олейник. 1981 г. Фото из семейного архива

Наталья быстро вошла в коллектив и вскоре исполняла сольные номера. За привлекательной девушкой сразу стали ухаживать многие «орлы» из хора. Не рассчитывая особо на взаимность (разница в возрасте большая), Николай попытался завладеть вниманием юной особы. И добился успеха!

Когда ехали на хутор знакомиться с родителями будущего мужа, кто-то сказал ей, что на Кубани принято так: как только войдешь в калитку родителей жениха, сразу начинай что-то делать — мести двор, мыть посуду и т. д. Девушка приняла это за чистую монету. И вот вошли они с Николаем во двор Олейников — везде чисто, метлы нет. Сестра Николая мыла посуду. Наташа сразу встала рядом и начала помогать. Кубанцы удивились: «Да что ты, только с дороги и сразу к работе. Ступай осмотрись». Узнав, в чем дело, долго смеялись. Когда же избранница спела любимую песню Агафьи Платоновны «Шумлять вэрбы в кинци грэбли», сердце будущей свекрови было покорено. Так москвичка пришлась ко двору хуторских крестьян Олейников.

Сорок лет вместе, даже маленькая разлука тяготила обоих, спешили домой. Присматривать за детьми помогали родители Николая, дочь Катя в хуторской детский сад ходила, пока родители были на гастролях. Свекровь и в Москву приезжала нянчить сына Диму и присматривать за Катей.

Супруги работали в одном коллективе, но ревности или зависти к успехам друг друга, какая нередко встречается в семьях артистов, не было. Николай был уже сложившимся известным артистом, да и Наталье вскоре присвоили звание заслуженной артистки России. У них и ссор никогда не было, просто причин для этого не находили.

Николай Олейник и его супруга Наталья Тихонова всегда желанные гости на празднике родного хутора. 2019 г. Фото представлено автором публикации

— Наташа подарила мне вторую молодость в виде дочери и сына. Мы стойко переносили все неудобства, понимая, что они обязательно закончатся. Сначала приобрели небольшую кооперативную квартиру, а потом получили 3-комнатную. Дети нас не огорчают, а внуки радуют, это наша любовь и слабость, — нежно говорит Николай Иванович, поглядывая на свою красавицу жену.

Когда-то педагог по вокалу профессор, солист Большого театра Соломон Маркович Хромченко дал Николаю ценный совет получить высшее образование. И как в воду глядел! Оставив сцену, Николай Иванович стал преподавать в Московском гос-университете культуры и искусства и в колледже музыкально-театрального искусства имени Галины Вишневской.

Отметив в 2019 году 80-летие, знаменитый наш земляк перешел к более спокойной жизни. Теперь его любимое занятие — игра на гармошке, а еще внуки — Егор и совсем маленький Платон.

Заслуги Николая Олейника в области вокального искусства оценены по достоинству. У него целый список наград — от дипломов, почетных грамот и благодарностей многих союзных республик и зарубежных государств до медалей и ордена Трудового Красного Знамени.

СЕРДЦЕ ТЯНЕТСЯ К КУБАНИ

Николай Олейник давно стал москвичом. Но его сердце тянется к родной Кубани, к хутору Куликовскому Ленинградского района. Он часто приезжает сюда всей семьей, в местном историко-краеведческом музее с любовью оформлена экспозиция, посвященная знаменитому земляку. Большой артист не принял ни одного предложения уехать из страны, а это ему предлагали почти в каждой зарубежной поездке.

— Мы преданы России. За морем-океаном нам делать нечего, — твердо сказал он.

ОТ АВТОРА. Мы засиделись до летних сумерек, надо прощаться, а я не могу уйти от этих светлых людей. Хочу услышать их пение. — А мне споете? — осмелев, спросила. — Обязательно, — разом ответили артисты. И не было в них жеманства, намека на то, чтобы их упрашивали.Запевала Наталья Анатольевна. Подхватил любимую песню мамы Николай Иванович. Услышав пение родителей, прибежал и встал рядом сын Дмитрий. И его голос слился с их сильными голосами. Это было так благородно, так радостно, высоко и светло!

Татьяна СЫКАЛОВА, заслуженный журналист Кубани.

ст. Ленинградская — г. Тимашевск.

Из репертуара Николая Олейника

Вниз по Волге-реке

Соловей кукушечку уговаривал

Ах ты, степь широкая

Кабы Волга-матушка

Я гулял ли молодец

Ах ты, душечка

При долинушке калинушка стоит

Ноченька

Салют Победы

Разыгралися ребята

Ах ты, зимушка-зима

На снимке: обложка пластинки песен хора имени М.Е. Пятницкого.