От судьбы не уйти
С детства Светлана была уверена: педагогика — ее призвание, оставалось лишь определиться с будущей специальностью. Одинаково привлекали биология и химия, но благодаря учителям литературы выбор был сделан в пользу филологии. Учеба в Адыгейском государственном педагогическом институте давалась легко, работа по специальности тоже не разочаровала, хотя желание поменять вид деятельности возникало дважды.
— Первый раз появилась возможность получить новую специальность психолога, — говорит педагог, — но в это же время в школе предложили стать завучем, конечно, я согласилась.
Второй раз задумалась покинуть школу в 90-х.
— Подрастали двое детей, зарплаты оставляли желать лучшего, — продолжает она, — и я нашла место в отделе кадров на заводе в Ейске, прошла собеседование и даже написала бизнес-план. Мою кандидатуру одобрили, но… чем ближе была дата окончательного принятия решения, тем тяжелее было расстаться со школой. Разумеется, 1 сентября я стояла на линейке с букетом цветов.
Правда или ложь
За 37 лет работы Светлана Борисовна большую часть мифов о школе для себя развеяла.
Например, сетования на тему «что за дети пошли…» .
— Дети во все времена просто дети. Когда беру их в пятом классе, года полтора уходит на привыкание друг к другу, — уверена она, — тут надо набраться терпения, пока ученики осознают: они уже не малыши. Семи- и восьмиклассники — возраст активных действий, им интересно все, что предложит учитель. Старшеклассники сформировавшиеся личности, рассудительны, умеют отстаивать свою точку зрения. Этот возраст приносит педагогу приятные сюрпризы.
— Помню одно сочинение на 48 листах. Парень доказывал, что Наташа Ростова не положительный образ. Каждая мысль подтверждалась цитатами из текста, — вспоминает учительница.
Следующий стереотип — современным школьникам не интересно ничего, кроме Тик-тока.
— Определенную нишу интернет-общение, безусловно, занимает, — соглашается преподаватель, — но вовремя предложенная книга, которую затем обсудили на уроке, помогает даже самым заядлым пользователям сети начать размышлять.
Методика Светланы Борисовны со стороны видится несложной: ко всем программным произведениям надо продумать вопросы, которые зацепят школьников. Для каждого возраста вопросы свои, от них невозможно отмахнуться, пока сам не найдешь ответа.. Собственно, в этом и состоит талант преподавателя.
«Ария» и Пушкин
Особое место у Светланы Борисовны занимают репетиции школьного театра. К постановке сейчас готовится спектакль «Человек в исторической метели» по пушкинской «Капитанской дочке». Систему Станиславского школьники осваивают серьезно Ребята анализируют героев, что любит, чего боится, на какое животное похож, с какой стихией ассоциируется, стараются понять образ мыслей своего персонажа.
— Уметь чувствовать людей и видеть мотивы их поступков всегда пригодится, так же, как и грамотность, риторика, богатый словарный запас, — напоминает подопечным Светлана Борисовна.
Музыкальный ряд спектакля — отдельная эпопея. По мнению актеров, лучшее дополнение к Пушкину — русский рок, Светлана Борисовна приняла это не сразу, пока сама все не переслушала. Сошлись на композициях рок-групп «Ария», «Король и Шут», «Кино».