Казачьи общества в поселениях активно пополняются молодежью. Об этом «ЗТ» рассказал атаман пока еще хуторского общества «Рашпиль» Александр Липовенко.

Род Липовенко по линии матери происходит из запорожских казаков. Его предки носили фамилию Игнатенко, а прапрадед со своей семьей даже основал в Сибири деревню. Сам Александр родом из Казахстана, и на Кубань, где к тому времени обосновалась большая часть родных, приехал, в 2000-м. Тимашевский техникум кадровых ресурсов и образование давал, и предоставлял возможность досуг разнообразно проводить — спорт, игра в КВН, появились друзья-единомышленники из районного отдела по делам молодежи. Записался в казачью сотню, потому что видел серьезное отношение родителей к казачьим традициям. После службы в армии подал заявку на вступление в городское казачье общество — решение было обдуманным. Из Тимашевска переехал с семьей в Новоленинский в 2018-м и, соответственно, перевелся в хуторское казачье общество «Рашпиль». Тогда в его составе было 73 казака, в основном пожилых, и оно имело статус хуторского. Атаманом был Владимир Лавренко, сейчас он возглавляет совет стариков.

Хуторскому обществу явно не хватало молодежи, способной на деле показать, что казачество — это реальная сила, могущая изменить жизнь поселения.

— Начал с дружины выходного дня, — рассказал атаман, — тогда еще не было благоустроенного парка в центре хутора и молодежь собиралась около дома культуры.

Мусор, пивные бутылки, шум — некультурный отдых молодежи односельчанам явно мешал. Дружина выходного дня, состоящая из молодых казаков, взялась эту проблему решить.

— Мы подходили к распивающим алкоголь ровесникам и вежливо делали замечания, — со слов атамана это легко. Желающих возражать крепким казакам не находилось. Взамен банке пива предлагали потратить свободное время на благоустройство поселения, мусор убрать, траву покосить. Местные жители воочию убедились, что казаки способны не только разговоры разговаривать. Стали обращаться с мелкими проблемами типа угнали велосипед, помогите разыскать. С помощью камер наблюдения казаки отследили вора, провели на первый раз беседу, имущество вернули владельцу. Межличностные конфликты, которые можно было разрешить и без обращения к участковому, также улаживали казаки.

— Как атаман я состоял и в совете профилактики, — продолжает Александр, — подросткам мог предложить и занятия спортом, спортивный клуб «Раш» открыли сначала на базе школы № 12, затем спортзал и снаряды предоставил тренер клуба «Тамерлан» Милан Гаибназаров, он же и казаков тренирует. Как приемы рукопашного боя на практике применяются, Милан на практике применил, когда задерживал преступника-педофила, которого затем отвез в полицию.

Казаки активны и в военно-патриотическом клубе «Молодая сотня», и в творчестве — в местном ДК организован вокальный коллектив «Бейсужок», атаман с супругой и там успевают пример подать.

Подросткам и молодежи казаки устраивали экскурсии в Роговскую конно-спортивную школу, в компьютерный клуб на соревнования по киберспорту, военно-полевые сборы — и ни разу не учили жить, не читали мораль, показывали — можно и так время провести, и тут себя проявить. Хочешь — пробуй.

Казачество не только физическая подготовка, но и знание истории и православная вера. Эти серьезные темы Александр на сборах да в поездках тоже поднимает. Духовный наставник общества иерей Алексей Затолокин подробно разъясняет смысл православия, чтобы молодые люди выбирали казачество и веру сознательно.

Сейчас в Рашпилевском обществе уже более 100 казаков, и атаман подал заявку о присвоении статуса станичного.

— Шестеро наших ребят сейчас призваны по мобилизации, — рассказал атаман, — в их боевом духе и отменной физической подготовке мы уверены.

Сам Александр преподает рукопашный бой воспитанникам тимашевского казачьего кадетского корпуса.