Суровые условия работы требовали проверенных рабочих рук, высококлассных специалистов и железной дисциплины. Время сталинского БАМлага минуло, в комсомольский ударный накал никак не вписывался малопродуктивный труд заключенных. К этому времени их там формально не было.
Билеты «на БАМ» продавали в том случае, если на руках имелся специальный вызов-приглашение на работу.
У Мацко такой вызов был благодаря куму. Тот несколько лет как обосновался на стройке вместе с семьей, мог посодействовать. Тем более кандидат бамовским начальникам предлагался отличный — на тимашевских строительных предприятиях Петра Дмитриевича Мацко хорошо знали и ценили, руководители старались его переманить. Прораб, начальник участка, главный инженер… Все, что связано с водой и трубами, — это была его стихия: системы орошения и осушения земель.
Петр Дмитриевич вспоминает:
— БАМ строили в три этапа. Первый — это первопроходцы, они возводили временное жилье, строили притрассовые автодороги, прокладывали первые рельсы.
На втором этапе шла форсированная укладка пути, возводили первоочередные производственные объекты для обеспечения пропуска путеукладчиков дальше; широким фронтом развернулось строительство объектов социальной сферы и ремонтно-эксплуатационной базы в капитальном исполнении. По построенным участкам железной дороги уже можно было подвозить конструкции, дорога помогала сама себя строить. Надо было начинать капитальное строительство объектов железнодорожного хозяйства. Это был третий этап, который завершился в 1989 году. И госкомиссия приняла в эксплуатацию Байкало-Амурскую железную дорогу. Путь к океану, природным ресурсам Сибири и Дальнего Востока был открыт.
Как начинал
Семья Мацко приехала на стройку в Северобайкальск, когда в разгаре был третий этап. По тамошним меркам, поздновато. Однако это вовсе не означало, что на БАМе делать было нечего. Дорога прокладывалась трудно, вечная мерзлота и высокая сейсмоактивность здешних мест отнюдь не ускоряли процесс. Требовались уникальные инженерные решения, хорошая техника и трудовой героизм людей. В эти годы развернулось активное строительство социальных объектов.
— Меня взяли в специализированный строительно-монтажный поезд «Водрем-82» треста «БАМтранстехмонтаж». Начальником у нас был Геннадий Петрович Романов. Сказал: могу дать тебе должность мастера заготовительного цеха сантехнических изделий. Но ты должен пройти собеседование. Было такое правило: новые кадры принимали только после одобрения начальников цехов, участков, бригадиров. Я собеседование прошел, — рассказал Петр Дмитриевич.
Семья Мацко поначалу жила в щитовом домике, это, конечно, не барак, но и комфорта немного. Петр сам сделал санузел и нашел вариант горячего водоснабжения. Через время, когда на Петра Мацко посмотрели со всех сторон и убедились, что на него можно положиться, его избрали парторгом своей первички. Через пять лет семья получила благоустроенную квартиру на четвертом этаже.
Технология строительства жилья там была другая. Дома ставили на мощные бетонные плиты, они надежнее, чем сваи или ленточный фундамент. Высокая сейсмичность ощущается все время, дом движется вместе с плитой, но не падает. Вот такие тонкости строительства бамовского жилья.
Несмотря на суровые условия, жилье строили быстро. Заготовительный цех Петра Мацко заранее готовил по заданным размерам инженерные сети, а на месте производился монтаж, что в разы ускоряло новоселье. Потом эту технологию он применял и на Кубани. Сейчас таким приемом уже никого не удивить.
— Дисциплина на стройке была великая, платили хорошо, нехватки людей, повторюсь еще раз, не было. Ехали спецы высокого класса, других просто не брали. Если ты, например, в прошлой жизни, до БАМа, был начальником, здесь будешь бригадиром, мастером, а там посмотрят на тебя в деле, — Петр Дмитриевич вспоминает то время с большим теплом.
Что после БАМа?
В 1993 году, встал вопрос: что делать с людьми? Коллеги Петра Мацко решили ехать всем строительно-монтажным поездом в Пятигорск, там разворачивалось большое строительство санаторно-курортных объектов. Но что-то не срослось, и Мацко вернулся в Тимашевск. Местные асы строительной отрасли Анатолий Мацкул и Виктор Голиков приняли его как родного и поручили сантехнические работы. Так возникло ООО «Монтажсервис». Все стройки 1990-х и 2000-х годов в нашем и других районах края Петра Мацко не минули.
Что вспоминается?
Чем дальше от тех лет, тем воспоминания ярче, острее, сочнее. Из окна квартиры на четвертом этаже хорошо виден его величество Байкал, он шумит как настоящее море. Минус 35, народ катается на огромном катке — это тоже Байкал.
Лето, ранняя осень — красота необыкновенная, глаз тонет в багрянце и золоте тайги. Грибы, ягоды, рыбалка, поездки на катере. Вспоминается, как строился Северобайкальск по-ленинградски, со вкусом, дома «гармошкой» — и красиво, и сейсмически безопасно. А друзья, коллеги, с кем работали, дружили… Да и вообще, все было другое. БАМ остался в сердце на всю жизнь. Лучшее, что случилось…
Из биографии бамовца Петра Мацко Родился в 1946 году в Пермском крае, куда семью Дмитрия Мацко выселили во время расказачивания Кубани. Семья была работящей, зажиточной, жили в станице Стародеревянковской. Баржей завезли, высадили в тайге, первую зиму перекантовались в землянках, были, конечно, те, кто не пережил морозы. Отец Петра Мацко потерял первую жену вместе с детьми, второй раз женился на казачке из станицы Крыловской, тоже ссыльной. Отец потом стал председателем артели по заготовке древесины. Собственно, поселок Данилов Луг ссыльные построили сами. Начальную школу Петр окончил там. Через пару лет после смерти Сталина стали выдавать паспорта, и многие переселенцы начали возвращаться на Большую землю. В 1957-м семья Мацко приехала в родные края. Поселились у родственников, потом купили хату. Так и стали жить. Балакать отвыкли, а Петр и вообще не умел. Но научился. Супругу свою Татьяну Владимировну встретил после армии.