В медицинском календаре 3 июня немного странная, с точки зрения рядового обывателя, дата — Всемирный день косолапости. Оказывается, дразнилка, когда ноги ставят носками вовнутрь, — «ты что, косолапый?» — это вовсе не про косолапость, это особенность походки. Что же такое косолапость и почему медицинское сообщество не обошло ее вниманием? Наш собеседник — специалист с огромным опытом работы, единственный на весь район детский врач травматолог-ортопед Игорь Николаевич Суровцев.

Наука объяснить не может. Если этому заболеванию отведен специальный день в медицинском календаре, значит, проблема реально существует?
— Конечно, существует, — утверждает Игорь Николаевич. — По медицинской статистике, на тысячу новорожденных приходится в среднем три случая рождения малыша с косолапостью, а это немало для аномалий развития стоп. Заболевание у детей проявляется в виде искривления стопы относительно продольной оси голени и бедра — в подавляющем большинстве случаев дефекты стоп носят двухсторонний характер. У мальчиков это ортопедическое заболевание наблюдается в два раза чаще, чем у девочек. Почему? — так распорядилась природа, и наука объяснить это пока не может.

Косолапость — серьезная патология, связанная с изменениями в развитии костно-мышечной системы. Степень тяжести патологии может быть разной, но почти всегда она врожденная — если мы говорим о малышах, и очень редко приобретенная позже вследствие каких-то заболеваний. Ребенок может при ходьбе опираться на внешнюю или внутреннюю сторону стоп. Но это когда он уже пытается вставать и ходить ближе к годику. Как правило, до этого доходит редко, потому что врожденный дефект стопы, ее внешняя деформация, заметны визуально, и его сразу обнаруживает при первичном осмотре в роддоме неонатолог и далее передает для последующего сопровождения детскому травматологу-ортопеду в поликлинике.

Мамочке — терпения! — В моей практике случай врожденной двухсторонней косолапости был, — рассказывает врач. — Мы вели мальчика буквально с рождения, мама пришла к нам с малышом, когда ему было дней 15—20. Таких детей мы в обязательном порядке направляем на консультацию в детский диагностический центр в Краснодаре — это визуальное обследование специалиста, инструментальная диагностика — рентген, УЗИ или компьютерная томография, при необходимости консультация, к примеру, детского невролога. И далее следуем рекомендованным методикам лечения. На обе ножки ребеночку накладывали гипсовые повязки, которые меняли через определенное время. Лечение долгое, маме требовалось много терпения, учитывая возраст ребенка. Сейчас мальчику уже больше годика, мы сумели вывести стопы до нормального положения, он стоит на ножках. В краевом диагностическом центре далее специалисты будут решать, нужна ли дополнительная коррекция или операция — их делают только там.

Консервативное лечение, по словам Игоря Николаевича, эффективно где-то процентов на 70. Почему оперируют только в год-два? Потому что ребенок должен окрепнуть, а консервативное лечение — дать определенные результаты. Если оно не поможет, то малыша отправляют в край на оперативную коррекцию стопы. Косолапость сама собой не проходит. Было замечено, что когда оперируют детей в слишком раннем возрасте, то послеоперационные рубцы нередко провоцируют сохранение косолапости.

В числе элементов лечения — физиотерапия, лечебная физкультура, обязательные массажи, лечебные грязи. Следующий этап — стельки, ортопедическая обувь, в том числе высокая, с фиксацией голеностопного сустава.

Походка медвежонка. Что может спровоцировать появление дефекта на стадии внутриутробного развития? На этот счет много мнений, но ни одно из них не может считаться определяющим: это и неправильное ведение беременности, и погрешности в питании, токсикоз, вирусная инфекция, авитаминоз, наследственность, курение, употребление запрещающих веществ, вредные условия труда мамочки и даже то, что ребеночек растет в женском организме… На стадии вынашивания малыша диагностировать заболевание посредством УЗИ можно, но повлиять на это никак не могут.
— Есть еще и так называемая вальгусная деформация стопы — то есть когда голень и стопы нормальные, но они как бы завалены вовнутрь. И ребенок ходит как медвежонок, умиляя окружающих. Но это тоже разновидность косолапости. Такие малыши наблюдаются у нас с года. В любом случае только врач может определить, правильно установлена стопа или нет, нельзя пользоваться разными советами и прибегать к неадекватному лечению. При вальгусной деформации стоп также, бывает, приходится прибегать к оперативному лечению.

Профпредупреждение. Ортопедических проблем у детей множество, в частности, одна из них — плоскостопие, и это даже более актуально на сегодняшний день, чем косолапость, считает доктор. Дети стали меньше двигаться, меньше нагружать стопу, мало занимаются спортом. Повысилось, увы, количество детских инвалидностей. Это сколиозы, различные деформации стоп, наследственные аномалии. На диспансерном учете в кабинете состоит более 800 ребят разных возрастов.

Профилактика может помочь избежать проблем с появлением и развитием заболеваний опорно-двигательного аппарата: это, говорят врачи, хождение босиком по массажному коврику, гальке, песку, траве; водные процедуры, занятия спортом — плаванием, катанием на велосипеде; в питании ребенка необходимы продукты, содержащие кальций, витамин Д, обувь должна быть удобной.

На то они и дети. …В кабинете врача травматолога-ортопеда Игоря Суровцева редко не слышно детских голосов: в день приходится принимать минимум сорок маленьких пациентов, бывает, и много больше. Четвертая часть обращений — бытовые травмы: ушибы, ожоги, порезы, переломы. Почти со всеми случаями врач и медсестра Антонина Олешко справляются сами, кроме сложных переломов: вправляют вывихи, обрабатывают и зашивают раны, накладывают гипсовые повязки. Игорь Николаевич очень любит своих маленьких пациентов, говорит, что от них исходят доброта и позитив.

А травмы? Что ж, на то он и детский возраст, чтобы падать, разбивать коленки и носы, обдираться, лазая по деревьям. Начинаются школьные каникулы — радость для детворы и головная боль для родителей.
— Чтобы не было различного рода эксцессов и происшествий, родителям необходимо правильно организовать день ребенка, наполнить его полезными занятиями — пусть это будут кружки, секции, — советует доктор. — Но контроль необходим, мамы и папы должны знать, где находится и чем занят их ребенок. Специальной статистики по детскому травматизму я не вел, но ясно, что беспредметное болтание на улице ни к чему хорошему не приведет.

Врач=педагог? Можно ли сказать, что эти две профессии в чем-то похожи? Доктор Суровцев, как он рассказывает, планировал в молодости стать педагогом, занимался лыжным и конькобежным спортом, был кандидатом в мастера спорта, подал документы в педагогический институт. Его величество случай внес свои коррективы: после прочтения замечательных книг врачей «Сердце хирурга» Федора Углова и «Нежелательные элементы» Кристиана Барнарда в нем словно что-то перевернулось. Забрал документы и сдал в Благовещенский государственный медицинский институт. Стал хирургом, потом получил дополнительное образование по травматологии и ортопедии, мануальной терапии.

Но педагог, судя по всему, в нем не умер. Может, поэтому он так легко находит общий язык со своими маленькими пациентами?

Напомним, График выезда врачей специалистов в сельские поселения Тимашевского района в июне

Обеспеченность детей-диабетиков лекарствами в Краснодарском крае проверит депутат Госдумы