Обычно это происходит между 13 и 15 часами по иерусалимскому времени. Автор этих строк побывала в составе кубанской группы в Иерусалиме в 2019 году и рассказывает о том, как сходит Благодатный огонь и правда ли то, что в первые минуты он не обжигает…

В аэропорт Бен-Гурион мы прилетели из Краснодара в начале Страстной недели. Эта неделя в православной традиции посвящена воспоминаниям страданий Иисуса Христа и завершается Пасхой. Паломнический центр Екатеринодарской епархии специально так составил программу, чтобы для нас каждый день на Святой Земле был наполнен воспоминанием событий последних дней земной жизни Христа.

Вторник Страстной седмицы. Мы отправились на место Крещения Иисуса Христа на реке Иордан. Окунулись в священные воды и поехали на Гору Искушений. Это место, где согласно Евангелию, дьявол искушал Христа. Здесь располагается православный мужской греческий монастырь Каранталь. Главная достопримечательность — Часовня искушений. Именно здесь хранится камень, возле которого 40 дней и 40 ночей, по преданию, молился Христос. Отсюда и второе название горы — Сорокадневная.

Третий день нашего паломничества мы посвятили путешествию в Лавру Саввы Освященного. Она располагается в Иудейской пустыне. Это крупнейший из трех православных монастырей с очень строгим уставом. Женщины и животные женского пола на территорию обители не допускаются. Вся женская часть нашей паломнической группы осталась у ворот монастыря. Сюда нам монахи вынесли вкуснейший кофе с финиками — традиционное для греческих монастырей угощение. А мужчины отправились внутрь монастыря и приложились к мощам основателя обители преподобного Саввы Освященного.

Четверг начался с богослужения в храме Рождества Христова в Вифлееме. Этот древнейший христианский храм построен над местом рождения Иисуса Христа. После службы отправились к Мамврийскому дубу, ему, как считают ученые, около пяти тысяч лет. Согласно преданию, под ним Авраам встретил Бога. В XX веке поблизости от Мамврийского дуба построили монастырь Святой Троицы, он принадлежит Русской Православной Церкви. Существует предание, что смерть этого дерева является одним из признаков конца света. В русский православный мужской монастырь Святой Троицы мы ехали посмотреть, жив ли знаменитый дуб. Основной ствол старого дерева уже давно засох, но в 1997 году рядом с засохшим дубом-патриархом, к великому утешению верующих, начал расти молодой побег. Его-то нам и показали братья. А фрагменты старого ствола заботливо установлены при входе в храм.

Ви́а Долоро́за (с латинского «Путь Скорби») — улица в  Старом городе Иерусалима длиной около 650 метров, по которой пролегал путь
Иисуса Христа к месту распятия

Пятница была наполнена запоминающимися событиями. Накануне наш гид Анастасия предупредила, чтобы мы были готовы к тому, что придется много ходить пешком. На экскурсионном автобусе мы приехали из Вифлеема, где располагался наш отель, в Иерусалим. Именно здесь, в Старом городе, по узкой извилистой улочке Христос шел к месту распятия и нес свой крест. По традиции, христиане проходят Виа Долороза (лат. — «Путь Скорби»), держа в руках кресты. Несли свои кресты и мы от Дамасских ворот до Храма Гроба Господня тем самым скорбным путем. Вокруг шла бойкая торговля, но она не отвлекала нас от молитвы. У Храма Гроба Господня нашей группе удалось поприсутствовать при опечатывании кувуклии — часовни в центре храма. Именно в ней и происходит главное пасхальное чудо — схождение Благодатного огня. Мы тоже хотели попасть на момент схождения огня в Храм Гроба Господня.

Израильское правительство к этому времени стягивает в Старый город большое количество полицейских и военных. Они оцепляют не только сам Храм Гроба Господня, но и весь Старый город. Пускать паломников начинают с раннего утра субботы по специальным пропускам. Гид сказала нам, что единственный шанс попасть в Храм Гроба Господня в момент схождения Благодатного огня — это остаться ночевать в Старом городе и с рассветом вместе с группой каких-нибудь паломников пройти в Храм. Мы с подругой решили рискнуть. После вечерней службы остались на скамеечке в дальнем углу храма, но полицейские вежливо выдворили нас. Далеко от храма отходить нельзя, опытные паломники предупредили: сложно будет попасть. Где-то в двенадцатом часу ночи израильские полицейские с собаками стали прочесывать Старый город, не сговариваясь, мы стали молиться. Вдруг из дверей католической гостиницы, рядом с которой на бетонных ступеньках мы сидели, вышел человек. На ломаном английском мы попросились внутрь гостиницы, и он нас впустил в большой холл.

Суббота. Ближе к рассвету решили пробираться к Храму Гроба Господня, пропусков не было, зато было огромное желание, а еще мы беспрестанно молились. И Господь нас услышал. У первого кордона мы оказались в группе греческих паломников и вместе с ними прошли за ограждение. Далее мы должны были попасть в сам храм. Военные и полиция пропускали людей маленькими группками. Мы стояли на площади с греками и ждали. Поднялось солнце, становилось жарко. Полицейские с крыши бросали в толпу бутылочки питьевой воды. Время шло, а нас не пропускали. Толпа заволновалась. Вдруг первые ряды стали что-то кричать на греческом. Они увидели знакомого батюшку и просили, чтобы он их провел с собою. В этом момент мы с подругой потеряли друг друга. Меня вынесло к дверям храма, а подруга осталась где-то сзади.

И вот я в Храме Гроба Господня. Начинается служба с Крестного хода. Внутрь кувуклии заходит только иерусалимский патриарх, разоблачаясь от одеяний. В одном подряснике он ждет момента схождения Благодатного огня и читает древние молитвы. Все взоры устремлены на кувуклию, и вдруг от нее потекли ручейки огня, зазвонил колокол, прозвучало первое: «Христос Воскресе!». Патриарх вынес пучок горящих свечей в храм.

Дошел огонь и до меня. Первым делом я решила проверить, правда ли Благодатный огонь не обжигает. Поднесла руку к пламени и… о, чудо! Не обжигает! Рядом люди умывались огнем, поздравляли друг друга на разных языках с Пасхой, обнимались, плакали счастливыми слезами. В храме празднично звонили колокола, православные арабы били в барабаны, трубили в специальные дудки. Я стояла с горящими свечами, сердце переполняли любовь и радость. В этот момент прикосновения к настоящему Божьему чуду ты уже больше ни о чем не думаешь, только чувствуешь счастье и бесконечную благодарность Господу за то, что Он позволил тебе быть здесь.