Приехал в гости… и остался. Настоящий лезгин жизнерадостен и легок на подъем, а препятствия, возникающие на пути, воспринимает как знаки свыше. Казым Сайдумов приехал на Кубань в 90-е навестить институтского друга. По пути в поезде у него украли кошелек и сумку с вещами, и на тимашевский вокзал он вышел налегке. Через несколько дней собирался возвращаться домой, но денег не было даже на обратный билет. Просить не в его характере, и Казым быстро нашел способ заработать — продавал рыбу. Когда нужная сумма набралась, ему стало понятно, что уезжать из Тимашевска не хочется.

— Поторговал рыбой еще пару недель, — Казым Шарафетдинович об этом вспоминает с удовольствием, — и перевез в город жену Егану и сына Рамика.

Егана (или по русски Лена) мнение мужа о том, где им жить, восприняла спокойно — он мужчина, ему виднее.

— У лезгин принято думать не о себе, а о близких и детях, — говорит она, — муж заботится о благе семьи, жена обустраивает дом и воспитывает детей. Лезгины не разводятся, это позор на весь род.

Казым сразу же устроился работать бригадиром в ООО «Садовод». Родственники сообща помогли купить хату за городом.

— Провести электричество нам не хватило средств, — рассказывает Казым, — лампочки и электроприборы работали от аккумуляторов, их заряжал каждый день у друзей.

В таких условиях у Сайдумовых родился второй сын, Мурат. Сейчас Рамик получает второе образование в политехническом университете, работает. Его бригада участвовала в строительстве корпуса городской школы № 4. Мурат первокурсник строительного техникума.

Постепенно жизнь на кубанской земле налаживалась. Небольшой бизнес, открытый главой семьи, медленно, но верно развивался. Благодаря доброжелательности и неподдельной вежливости лезгина, в его магазин покупатели шли охотнее, чем в соседние. Казыму и Егане очень не хватало общения с соотечественниками. Помог случай, выяснилось, что известный в Тимашевске директор школы- интерната Низам Миримов, который обосновался на Кубани много раньше, и Казым Сайдумов — родом из соседних сел.

— Совсем хорошо стало, — радуется до сих пор Егана, — много друзей появилось, как будто и не уезжали со своей родины. Свой язык не забываем, между собой по-нашему говорим.

Сев начинается с Навруза. Вопреки распространенной на Кавказе присказке для детей, мол, лек (самоназвание лезгин, в переводе «орел») украдет, если не будешь слушаться, — это мирный народ, занятый в основном земледелием. С землей связаны все главные национальные праздники. День Навруз означал начало нового земледельческого сезона и отмечался особенно торжественно. В канун праздника жгли костры, каждая семья старалась, чтоб ее костер был ярче и выше. Через костры прыгали, чтобы очистить свою душу от скверны. В праздник надевали новую одежду и веселились все вместе. Устраивали шествие ряженых, соревнования, игры, угощения.

— На день Навруз в Краснодар собираются по возможности лезгины со всей Кубани, со Ставрополья, из Ростовской области, — рассказывает Казым, — государственные служащие ради праздника берут выходные, бизнесмены приостанавливают свою работу — провести время со своими дороже денег.

Весенний праздник цветов считался традиционно молодежным. Веселый поход в горы за цветами, затем праздничные соревнования и танцы, ради которых все старались принарядиться. Сбор черешни был праздником для всех, независимо от возраста. Состоятельные сельчане арендовали на несколько дней черешневый сад и всей деревней собирали ягоды, состязались, танцевали, пели.

Знаменательным был первый день сева. Каждая хозяйка в этот день обязательно угощала хлебом случайного встречного. На краю пашни хозяин пальцами делал пять углублений в земле и сеял в них семена. Если какое-то семечко не прорастало, то крестьянин воспринимал это как знак свыше и соответствующий палец перевязывал на время сезона.

Судьбу нашел на родине. Раньше традиционным способом найти жениха-невесту у лезгин был сговор родителей. Породниться семьями означало самое высокое доверие и уважение. В день обручения малолетней невесте обязательно дарили помолвочное кольцо. Расторгнуть брачную договоренность означало вступить в кровную вражду с родом несостоявшегося мужа-жены. Со временем эта традиция ушла, и молодые люди могут выбирать себе пару самостоятельно.

— Я учился в сельскохозяйственном институте в Екатеринбурге, знакомых девушек было много, но всегда знал, свою судьбу найду на родине, — делится Казым.

Организационные вопросы предстоящей свадьбы родители решали за угощением. Званые обеды устраивали также и для близких родных и дальних соседей. Готовились к свадьбе неспеша. Родители будущих молодоженов обсуждали размер калыма. Выкупом за невесту могли быть и наряды, и предметы домашнего обихода, и домашний скот, и лошади. Как только с калымом определялись, семья жениха начинала собирать запрошенное. Родители невесты вопросом приданого занимались с рождения дочери, и к свадьбе девушка уже имела достаточное для жизни количество хозяйственной утвари, подушек, одеял, отрезов тканей и прочих необходимых предметов. Состоятельные семьи давали за дочерью ювелирные изделия и столовое серебро.

Дочки-сыночки. Рождение сына — продолжателя рода — было более радостным, чем появление на свет дочери, которая подрастет и уйдет в другую семью. Через несколько дней ребенку в торжественной обстановке выбирали имя, но если малыш часто болел, имя могли и поменять, чтобы сбить с толку злых духов и болезнь. Вторую девочку в семье называли Бесханум, в переводе «хватит девочек».

Главным умением лезгинской девушки было ковроткачество. Пятилетняя девочка уже умела делать узел и обращаться с ткацким станком. С 8 лет девочка уже справлялась без посторонней помощи. К подростковому возрасту у хорошей невесты на приданое были готовы по три-четыре ковра собственного изготовления.

И в горе, и в радости. Взаимопомощь и коллективный труд — «мел» — у лезгин всегда был в почете. Совместная работа сближала сельчан и делала труд производительнее. Женщины урожай убирали все вместе, в первую очередь участок, который раньше созрел. На работу приходили нарядные, жали колосья ловко и быстро. Ленивых высмеивали, умелым тут же посвящали стихи. Хозяева участка работали вместе со всеми и также должны были приготовить угощение. Чисто женским общим делом было изготовление ковров. Мужчины помогали на сенокосе, на строительстве дома. Общим действом была подготовка и празднование свадьбы. Морально и материально поддерживали при похоронах, в семье, где умер человек, сами хозяева ничего не готовили, все делали родственники и соседи.

— Этот обычай — поддерживать друг друга у лезгин до сих пор сохранился, — гордится Казым, — наша диаспора дружна по всей стране.

С такой мощной поддержкой, как семья и добрые соседи, лезгина мало что в жизни страшит. Злые духи навсегда забудут дорогу к жилищу, если у входа повесить колючие ветки или украсить стену тарелкой. Этот обычай — украсить салон колючкой — прижился у автолюбителей.

Факты о лезгинах

• Лезгины — коренной народ РФ и Азербайджана.
• Лезгины были христианами до арабского вторжения на Кавказ и первыми из кавказских народов приняли ислам.
• Лезгинский язык один из древних языков. Например, слово «рагъ» на лезгинском языке значит «солнце». В древнем Египте так же называли бога Солнца.
• В современном лезгинском алфавите 45 букв. Для их записи использовался до 1928 года арабский шрифт, с 1928 по 1938-й — латинский, с 1938 года и по настоящее время — кириллица.
• Гимн Азербайджанской республики придумал лезгин Узеир Гаджибеков.

Еще по теме: О традициях чеченцев. Куда бы ни забросила судьба чеченца, в любой культуре он будет почтителен к гостю

Дастархан на земле Советской. Мирзоназар и Любовь Холикназаровы из поселка Советского могли бы стать героями остросюжетного сериала о большой любви, которая сметает все препятствия, от несогласия родных на русскую невестку до идеологических разбирательств в партбюро

Традиции табасаранцев — женщине позволено открывать лицо, украшать себя яркими головными уборами

Курды самый многочисленный народ, рассеянный по всему миру