На два голоса с соседями

Сколько Мансур себя помнит, в родительском доме всегда звучала музыка. Профессиональных музыкантов в роду не было, но пели и мама Сафура, домохозяйка, и отец Нурулл, сварщик. Дед прекрасно играл на скрипке, и в каждом доме в те времена музыкальные инструменты не пылились. Гитара, баян, скрипка — чем не ансамбль?

— По вечерам собирались родней, соседями, — поделился воспоминаниями детства директор, — музицировали, пели советские и народные песни. Каждый знал свою партию, первые и вторые голоса не путали.

Школьнику Мансуру первый музыкальный инструмент подарил родной дядя Владимир — первый гармонист на деревне. Сам в весенний призыв отправился служить срочную, а гармонь оставил племяннику вместе с наказом: пока служу, научись играть. Спорить Мансур не стал и вместе с подарком отправился к школьному учителю осваивать инструмент.

— Так лето и прошло, он играл, я пытался воспроизводить, что-то получалось, — рассказал музыкант. — В один прекрасный вечер я решился сыграть папе. Он прослезился от умиления и определил мою дальнейшую судьбу — срочно в музыкальную школу.

Перечить отцу было не принято, тем более что музыка Мансуру нравилась. Самым трудным оказались не нотная грамота, а новый режим дня. Надо было вместить в него школьные уроки, футбол-хоккей, музыку. Глядя на Мансура, в музыкальную школу пошел и старший брат, Юрий.

Мелодия судьбы

Музыка увлекла настолько, что после школы подал документы в Камышинское музыкальное училище, а затем и на консерваторию решился. Отлично освоил гармонь, баян, аккордеон.

— По распределению попал в Ульяновск, — вспоминал Мансур Нуруллович, — но потом меня нашел мой преподаватель из музыкального училища Валентин Валентинов и предложил сменить место жительства. Так я оказался в Роговской.

Шел 1982-й. Руководство передового колхоза, понимавшее, насколько важно вкладывать силы и средства в развитие детей, выделило молодому специалисту квартиру. С местом для филиала музыкальной школы (центр был в Тимашевске, филиалы работали в Новокорсунской, Медведовской и Роговской) было посложнее, помещение предлагали то одно, то другое.

— Где мы только ни проводили занятия! Даже в бывшем здании милиции. Пока запах табака не выветрился, тогда только обустроились. И в доме председателя колхоза репетировали. Переезжали, ремонтировали и снова переезжали, — смеется Мансур Нуруллович, вспоминая, как приключение, то давнее время.

Из филиала получилась школа

В 1987 году мытарства закончились.

— Дали нам это здание, где находимся сейчас, — рассказал он, — без окон, без дверей. Ремонт предстоял капитальный, на время нас пустили в станичный ДК. Полна горница людей — это про нас, преподавателей и ребят, которые хотели учиться играть на инструментах, рисовать, творить… Таких в Роговской всегда было много.

Огромным подспорьем стала принадлежность району, муниципальный бюджет помог с ремонтом. За пару лет все сделали, и филиал музыкальной школы, к огромной радости директора, стал набирать популярность среди станичной ребятни. С 2010 это детская школа искусств. 138 учеников обучают игре на музыкальных инструментах, есть хор, театр, классы изобразительного и прикладного искусства, раннего эстетического развития. Самые активные — дети из многодетных семей, они более дисциплинированны, охотно занимаются и в конкурсах участвуют.

Рояль или сеялка?

Материальная база школы на современном уровне, но есть предмет, к которому директор особенно тепло относится, — концертный рояль «Москва».

— Дело было в начале 90-х. На район выделили всего три рояля, один забрал РДК, другой — тимашевская музыкальная школа, а третий мог стать нашим, если бы тогдашний глава района Михаил Ломач подписал мою заявку. Надо было действовать быстро и решительно. Как же я мчался в город! Но председатель колхоза Александр Тадеев в кабинете Ломача оказался раньше меня. Я в последний момент успел подсунуть на подпись и свою заявку. Ломач посмотрел внимательно… и тут мне стало нехорошо, а вдруг он подпишет мою заявку и вычеркнет сеялку из заявки председателя, что же тогда будет? Но все разрешилось благополучно, колхозу выписали сеялку, а школе — рояль.

Дни урожая, колхозные праздники сопровождали выступления детей из школы искусств. Не отставало и старшее поколение станицы.

Одной кассеты не хватило

Со станичными бабушками у директора связана еще одна история:

— Моя дочь Ирина приехала домой проходить институтскую практику, собирать фольклор. Я отправил ее к Раисе Захаровне Нестеровой. Дочь взяла с собой магнитофон и кассету, записывать песни. Раиса встретила радушно, позвала подруг, и вскоре Ире пришлось еще идти за кассетами. Носители закончились раньше, чем песни у станичниц. На прощание Раиса Захаровна подарила Ире толстую тетрадь с песнями.

Ирина с мужем известны в стране как ансамбль «Балагур». Многие песни исполняют те самые, из сборника Раисы Нестеровой.

Таких историй, теплых, проникновенных, в копилке Мансура Нурулловича полным-полно. Прижился он в станице, в грамотную литературную речь уместно вплетает балачку, ко всем землякам с почтением относится и ответным уважением пользуется. На работу ездит на велосипеде, так удобнее.

— Все бы хорошо, но маловато наше здание, — сокрушается он, — вот бы пустующую половину занять, всем бы места хватило.

Тем более что многие ученики продолжают образование в музыкальных и художественных учебных заведениях и готовы вернуться в родную Роговскую преподавать.