И задержался без малого на полвека. Он начальник отдела информационных технологий, человек, который практически стоял у истоков компьютеризации предприятия. Одна запись в трудовой и общая на долгие годы судьба с заводом.

Приняли его учеником в цех контрольно-измерительных приборов и автоматики, КИПиА. Это было элитное подразделение предприятия. Наставником закрепили мастера Баран Юрия Михайловича.

— Первое задание, — вспоминает с улыбкой Дмитрий Андреевич, — было размотать сгоревшую катушку. Для меня это простецкое задание, я ведь, хоть и пришел на завод после школы, давно увлекался радиотехникой. Выполнил работу за два часа. Пришел мастер, посмотрел и сказал: что ты наделал, я ж тебе на неделю дал работы! Всех помню, все события, хотя прошло почти пятьдесят лет.

Завод был оснащен по последнему слову техники западногерманским высокоточным оборудованием и приборами. Такого во всей стране было мало. Сюда приезжали перенимать опыт из многих городов. Удивительно, но некоторые приборы до сих пор работают, к примеру, на местной ТЭЦ. Дмитрий Андреевич вспоминает, что учили его ремонту, настройке контрольно-измерительных приборов и автоматики. Работа нравилась, учился охотно.

Но увлечение радиотехникой он не оставил. В 1983 году собрал дома свой первый персональный компьютер по схемам из журнала «Радио», детали доставал на радиорынке. Это была маленькая самодельная одноплатная машина с самодельной клавиатурой, которая подсоединялась к телевизору. Загрузил операционную систему — на это ушло много времени, потому что все писалось на обычную магнитофонную ленту. Первая программа, которую тогда написал, была расчет трансформатора.

В 1988-м на завод начали поступать отечественные ЭВМ «Искра-555» и «Нева». Огромные шкафы заняли две большие комнаты. А работать на них никто не умел.

— И тогда начальник КИПиА сказал: у тебя хоть какой-то опыт есть. Езжай в Одессу, поучись, — вспоминает Дмитрий Андре-евич. — Тогда еще не готовили специалистов этого профиля. Одесский техникум вычислительной техники — так он, кажется, назывался, был, можно сказать, единственным. Парни со всего Союза приехали на переподготовку, а мне надо было всему заново учиться.

Проучился девять месяцев, экзамены сдавал экстерном, потому что надо было возвращаться и запускать в работу стоящие мертвым грузом ЭВМ. Получил специальность программирование, техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники. Техникум дал азы, потом все время приходилось учиться самостоятельно. В Одессе в то время можно было достать практически любую литературу по этому профилю, выписывал и через межбиблиотечный фонд, фотопленки с отечественными и иностранными публикациями распечатывал, попутно изучал технические термины.

Кстати. Компьютеризация сахзавода шла с самого начала, утверждает Дмитрий Андреевич, здесь даже было промышленное телевидение. Сначала были немецкие электромеханические счетные машины «Аскота», их постепенно заменили на ЭВМ, потом на персональную технику. Первые три ПК установили в 1990-м. Отдел информационных технологий был создан примерно в 2000 году, с тех пор Сидоренко его возглавляет.

В 1990 году опять отправился в Одессу и на замену громоздким ЭВМ привез на предприятие три новые настольные вычислительные машины с программным обеспечением американской компании IBM. В сравнении: стоимость «Жигулей» тогда была 5500 рублей, одной «ай-би-эмки» — 60 тысяч.

— И опять пришлось самостоятельно все изучать, заново переучиваться, писать программное обеспечение, уже англоязычное. Эти три машины по производительности заменили шесть наших «Искр», — рассказал Сидоренко.

…1991-й стал для гос-предприятия особым, а для людей — многообещающим. Завод за свои деньги выкупил акции по остаточной стоимости в 16,5 млн рублей. Акции АО «Изумруд» распределили между работниками. Последующие годы завод работал с переменным успехом и в 2013-м закрылся. Для всех это была трагедия. В малом составе — сам Сидоренко, бухгалтер, конкурсный управляющий и охрана — оставались на предприятии, чтобы оборудование окончательно не растащили. В 2015-м завод выкупил концерн «Покровский», и это уже современная история предприятия.

— Надежда на возрождение всегда была, — говорит Дмитрий Андреевич. — Люди не забывали, как создавался завод, гордость района, строились рабочий поселок, общежития, жилые дома, школа, детсад, гостиница, баня, летний кинотеатр, база отдыха в Анапе. Был свой МЖК — молодежно-строительный кооператив, в свободное от работы время мы все помогали на стройке — тогда заложили два пятиэтажных дома, охраняли их. Когда завод начали строить, были выделены большие средства на строительство объездной дороги вокруг Тимашевска, сделана газификация, построили РДК и так далее. И уже в 1966-м, когда количество занятых в промышленности людей превысило количество занятых в сельском хозяйстве, Тимашевск переименовали в город.