Позже вернулся за ней, но не нашел. Очень переживал из-за этого… Медаль обнаружили случайно, и благодаря неравнодушию людей она вернулась в семью Корепанова.
От Донецка до Польши
Филарет Корепанов был призван на фронт из Шарканского района Удмуртской АССР. Его боевой путь оказался довольно длинным. Начался он в марте 1942-го в тех местах, где и сейчас идут ожесточенные бои: в Донецкой области, в районе Матвеева Кургана. Со своей 255-й морской стрелковой бригадой 723-го стрелкового полка 395-й стрелковой дивизии протопал почти всю Кубань (будто предвидел, что спустя годы здесь будут жить его дочь, внуки), Украину, Польшу, где и завершил свой боевой путь в звании старшего сержанта в январе 1945-го.
Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу» — той самой, что легла в основу истории, о которой мы хотим вам рассказать.
Если бы не белорусские поисковики…
Итак, из окружения советские солдаты тогда все же вышли. И двинулись дальше. А предусмотрительно припрятанные награды (как оказалось, в том схроне были награды многих солдат) остались ждать своего часа.
Когда наши военные вернулись, то место схрона они найти не смогли — не было дерева, под которое были закопаны ордена и медали, а вся земля была изрезана снарядами — так фашист неистово бомбил Белоруссию.
Только спустя восемь десятков лет после войны было суждено награде Филарета Александровича найтись. Молодой белорусский железнодорожник Виталий Томашев недалеко от станции Терюха Гомельской области Белоруссии наткнулся на удивительную находку — серебряную медаль «За отвагу». На ее обратной стороне сохранился номер, который есть у каждой государственной награды, что позволило Виталию обратиться к поисковикам из Гомеля. Александр Снитко из этой группы начал отправлять запросы в архивы Минобороны, и история стала разворачиваться.
Сначала удалось установить, кому принадлежала эта награда, но впереди стояла еще более сложная задача — найти ветерана или его родных. Начали исследование с Удмуртии, родины Корепанова, и нашли следы, которые привели поисковиков на Кубань, в Тимашевский район, в поселок Красный Поселкового сельского поселения.
Стали искать в социальных сетях возможных родственников. Так вышли на правнука солдата войны — а через него и на внука. Вся остальная переписка уже велась с ним, Евгением Корепановым.
Поисковикам важно было убедиться, что они действительно нашли родственников Филарета Корепанова, поэтому для убедительности им в Белоруссию отослали фото могилы Филарета Александровича, а также документы его дочери, которая нынче живет в Тимашевске. Зоркий глаз поисковиков обратил внимание на несоответствие отчества Любови Филарентьевны. Пришлось поведать историю с ее имянаречением. А она интересная, и тоже как память об отце. Когда регистрировали дочь Любу, Филарет Александрович настоял скорректировать отчество дочери, посчитав, что Филарентьевна будет звучать более нежно.
После тщательной проверки родство подтвердили. Медаль была отправлена в Тимашевский район, в администрацию Поселкового поселения, почтой. Получив заветную бандероль, власти решили подождать подходящий повод для торжественной передачи награды отца его дочери.
Вручали находку, как говорят, «при всем честном народе» — на торжественном открытии Года Защитника Отечества в районном доме культуры 12 февраля. На сцену были приглашены дочь героя и его внук Евгений, сын старшего брата Любови Филарентьевны. Тот самый, который все это время держал связь с поисковиками. Теперь награда будет храниться в семье героя войны.
Отца она хорошо помнит
После торжества нам удалось поговорить с Любовью Филарентьевной. Она рассказала об отце.
— Знаю, что папа очень переживал из-за того, что не смог найти свою медаль «За отвагу», — поделилась с нами дочь Филарета Александровича, — ведь она считается самой почетной солдатской наградой.
Когда отец скончался в 1963-м, Любе было семь с половиной лет. Многое осталось в ее памяти из того времени.
— Он вернулся с фронта весь израненный, — рассказала Любовь Филарентьевна. — Но всегда любил повторять: меня пуля не брала, я везунчик!
Но что такое прожить 40 лет, пройдя практически всю войну до самой Польши?!
— Он очень любил детей, — воспоминала Любовь Филарентьевна. — Бывало, соберет нас и рассказывает, как, например, командир его ругал, чтобы не лез под пули. Или как участвовал в первом, неудачном штурме Крымского полуострова. Отец был ранен и вплавь переплывал Керченский пролив.
О чем рассказали архивы
В нашем распоряжении оказались и копии выписки из домовой книги за 1931 год деревни Копок Кыквинского сельсовета, ныне ликвидированного, в Удмуртии.
Нет уже на карте и той деревни Копок. Но информацию о ней нам удалось откопать во всемирной Сети.
Деревня Копок образовалась в 1874 году. Жители занимались в основном животноводством. Она была небольшая, около 50—60 домов. Керосиновые лампы освещали дома. Школы, медпункта, магазина не было, дети учились в соседней Кыкве. Колхозники работали на ферме, где держали коров, овец, свиней, лошадей, кур. Около пяти хозяйств держали пчел. В деревне были две улицы, концы их соединялись, образовывая большой круг. В центре деревни был небольшой пруд, с северной стороны разместился пихтозавод. Стояли огромные бочки, сюда приходили лечиться. В своей кузнице сами изготовляли сани, телеги, упряжь. В годы Великой Оте-чественной войны почти все мужчины ушли на фронт, работать стало некому, так не стало пихтозавода и птицефермы.
Чем был примечателен Копок? Одним главным, очень редким сейчас качеством — солидарностью жителей. Все любили деревню, расположенную в очень живописном месте.
— Папа был из детдома, — поведала нам Любовь Филарентьевна.
И подтверждение тому мы действительно обнаружили в копии той самой домовой книги. Филарет в 1931 году, когда ему было 8 лет, жил в большой семье, которая его усыновила, в одном доме с братьями, сестрами. Все они были Кузнецовыми, а мальчик был записан на свою родную фамилию — Корепанов.
Хозяйкой дома значилась Кузнецова Мирафия Васильевна. Очевидно, это она и выступила инициатором усыновления мальчика. Простая неграмотная женщина (как записано в домовой книге), на тот момент ей было 41 год, по тем меркам уже приличный возраст.
В этом же доме жил ее сын Николай и его жена Варвара, которые были старше Филарета на 13 и 11 лет соответственно. Трое детей этой пары — Василий 1935 года рождения, Родион 1942 года рождения и Лилия 1945 года — также вписаны в страничку данного домовладения деревни Копок. Здесь же жили сестры старшего сына хозяйки Елена и Мария.
Что любопытно, усадьба по размерам составляла 45 соток, 31 из которых была занята огородом, под ячменем находились 4 сотки, под картофелем — 6, под овощами — 5. В хозяйстве была одна корова. Одним словом, большое семейство могло обеспечить себя продуктами питания.
На тот момент своей семьи у Филарета не было. Она появится позже.
— Со своей будущей женой и нашей с братом мамой Ефросинией он познакомился в Крыму, — рассказала Любовь Косова. — У отца были золотые руки, он и по металлу мог, и по дереву. И он сам изготовил уникальную финку, которую, уходя дальше с фронтом, оставил маме со словами: я вернусь! И сдержал свое слово. Потом он часто играл с этим холодным оружием. Ну а поскольку мама была родом с Кубани, вопроса, где начать вить семейное гнездышко по окончании войны, не возникло. Они осели в этих краях.
Тут же нашли и вечное упокоение. Первым в 1963 году ушел Филарет Александрович, Ефросиния Демьяновна прожила до 1982 года.
Уникальные документы под грифом «Секретно»
Интерес представляет и копия наградного приказа за № 025/я под грифом «Секретно» по 723-му стрелковому полку 395-й Таманской стрелковой дивизии 22-го стрелкового корпуса Северо-Кавказского фронта от 9 ноября 1943 г. И в ней пунктом 11 медалью «За отвагу» награждается командир расчета 3-й минометной роты сержант Корепанов Филарет Александрович.
Описан и случай, за который Корепанов был представлен к награде. В бою за высоту Цымбалы 4.10.1943 г. он выдвинулся со своим расчетом в боевые порядки стрелковых рот и в течение часа вел беспрерывный минометный огонь по противнику.
К слову говоря, все эти документы долго были засекречены. И только в соответствии с приказом министра обороны РФ от 8 мая 2007 года № 181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года) они есть сегодня в свободном доступе на сайте «Память народа».
Евгений, внук ветерана, тоже внимательно изучил всю эту историю, познакомился с персональной страничкой Филарета Корепанова на этом сайте. Портал так устроен, что к нему можно привязать любую дополнительную информацию. И Евгений привязал геоточку, где похоронен дед. Для чего?
— На всякий случай, — говорит внук героя, — для потомков. Может быть, кто-то найдется из однополчан или родственников, которых мы не знаем…
Мы помним свои корни, предков и историю!
Спросили напоследок у Корепановых: как молодое поколение их семьи отнеслось к неожиданной новости о том, что нашлась награда деда? Ответил внук Евгений:
— Мой сын коротко отреагировал: «Отлично!».