Когда-то эта улица города Тимашевска носила название Ярморочной. Но 14 июня 1972 года исполнительный комитет Тимашевского городского Совета депутатов трудящихся принял решение ходатайствовать перед районным Советом депутатов о разрешении переименования улицы Ярморочной в улицу имени Ковалева.
В документе, который хранится в Тимашевском районном архиве, так обосновывается решение народных избранников: «Учитывая особые заслуги перед Родиной и в целях увековечения памяти бывшего организатора и командира Тимашевского революционного полка, который храбро сражался с белобандитами в годы гражданской войны, генерал-полковника Михаила Прокофьевича Ковалева».
К тому времени его уже не было в живых — он умер в 1967 году. Но жители Тимашевского района хорошо помнили интересные встречи общественности с этим прославленным советским военачальником.
СЫН КРЕСТЬЯНИНА
Михаил Ковалев родился в станице Брюховецкой. Как любили подчеркивать в советское время, «был выходцем из крестьянской семьи». Там же окончил высшее начальное училище, а затем Тифлисскую артиллерийскую школу прапорщиков. Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, ему было 24 года. За его плечами уже было два года службы в Русской императорской армии. Участвовал в Первой мировой войне, где от прапорщика дослужился до штабс-капитана. Вероятно, народные корни послужили тому, что после событий в октябре 1917 года он вместе с солдатами своей роты перешел на сторону советской власти. Уже в мае 1918 года Михаил Ковалев сформировал отряд казаков, позже названный Тимашевским коммунистическим полком. В него вошли добровольцы из разных станиц, в том числе из Тимашевской, Брюховецкой, Переясловской, Роговской, Батуринской. Полк вел ожесточенные бои с белогвардейцами под Кореновской, Березанской, Тихорецкой, Песчанокопской, Екатеринодаром. Ковалев был ранен, но командование полком не оставил. А осенью 1920 года участвовал в разгроме барона Врангеля на Кубани.
ПОДЛИННЫЙ ГЕРОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
Михаил Ковалев был неординарным человеком, тому подтверждением такой факт. Его упоминали в своих произведениях Дмитрий Фурманов, Борис Горбатов. Герою гражданской войны комбригу Михаилу Ковалеву посвятил документальный очерк Александр Сметанин. Вот как в повести «Красный десант» Фурманов описал Ковалева, которого знал лично: «С ним (командующим Епифаном Ковтюхом. — ред.) рядом стоит первый, ближайший, лучший помощник — Ковалев. От контузии ему перекосило лицо. На сторону своротило скулу, оттянуло верхнюю губу. Не запомнить Ковалеву, сколько раз он побывал в боях, сколько раз ходил в атаку. Даже не подсчитает точно и того, сколько раз он был ранен: не то двенадцать, не то пятнадцать. Я не знаю, есть ли у него живое место, куда не шлепнулась бы пуля, не ударился бы осколок снаряда или взметнувшаяся земля. И как только выжил человек — не понять… Я видел его потом в бою — такой же веселый, ровный, как всегда. Самое большое дело он совершал с неизменным хладнокровием и докладывал об этом деле, как о пустяке, не стоящем внимания. Таких Ковалевых, чуть заметных, но подлинных героев, — много в Красной Армии. Но они всегда скромны, о себе молчат… и остаются в тени».
Персональный «нагоняй»
После Гражданской войны Михаил Ковалев окончил военную академию им. Михаила Фрунзе, и ему доверили командовать дивизией. В фондах Тимашевского музея семьи Степановых хранится его членский билет того времени — тогда он входил в состав Закавказского Центрального Исполнительного комитета Советов Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Матросских депутатов 6-го созыва. Билет был выдан в 1931 году.

Судя по данным Большой советской энциклопедии, в 1938 году Михаила Ковалева назначили заместителем командующего войсками Киевского военного округа, затем командующим войсками Белорусского, а с декабря 1940 года Харьковского военного округов. В советско-финляндской войне 1939—1940 гг. он командир пятнадцатой армии. В своих «Воспоминаниях и размышлениях» маршал Советского Союза Георгий Жуков писал: «Михаила Прокофьевича Ковалева я знал по гражданской войне. Его назначили командующим войсками округа (Белорусского — ред.) в порядке выдвижения, кажется, с должности замкомвойсками округа. Человек он был весьма душевный, в оперативно-стратегических вопросах разбирался неплохо, но сильнее чувствовал себя в вопросах тактики, которую теоретически и практически освоил очень хорошо…<…> В конце 1938 года мы , командиры всех соединений округа, были вызваны на совещание, где обсуждались итоги и задачи боевой подготовки войск. Выступали командующий войсками округа М.П. Ковалев и член Военного совета И.З. Сусайкин. Выступление М.П. Ковалева было встречено хорошо. Он говорил с достоинством и знанием дела…».
На долю многих высших чинов армии выпала тогда тяжелая участь репрессий. Михаилу Ковалеву повезло: его не арестовали и не расстреляли. И все же ему достался персональный «нагоняй» от самого Сталина. Судя по воспоминаниям Георгия Жукова, на апрельском совещании при ЦК ВКП (б) в 1940 году тот обратился к Михаилу Прокофьевичу с критикой:
— Товарищ Ковалев, вы человек замечательный, один из редких командиров гражданской войны, но вы не перестроились по-современному… Вы способный человек, храбрый, дело знаете, но воюете по-старому. Когда артиллерии не было, авиации не было, танков не было, тогда людей пускали и они брали. Это старый метод. Вы человек способный, но у вас какое-то скрытое самолюбие, которое мешает вам перестроиться. Признайте свои недостатки и перестройтесь, тогда дело пойдет.
Исследователи считают, что эти недостатки, выявленные Верховным главнокомандующим СССР, стали причиной того, что Михаила Ковалева, как написал Жуков, «задвинули»: в июне 1941 года отправили командовать войсками Забайкальского военного округа, где он служил до конца Великой Отечественной войны, а затем участвовал в войне с империалистической Японией. С 1946 года в его послужном списке добавился Ленинградский военный округ.
7 октября 1955 года генерал-полковник Михаил Ковалев был уволен в запас. И с этого времени началась его активная общественная жизнь. Михаилу Прокофьевичу было о чем рассказать: в исторических событиях страны он принимал непосредственное участие.
(В статье использованы материалы Тимашевского музея семьи Степановых и районного архива).
УВЕКОВЕЧЕН ДВАЖДЫ
В фондах музея семьи Степановых хранится приветственный адрес, в котором коллектив редакции газеты «На страже Родины» Ленинградского военного округа поздравлял Михаила Ковалева с 70-летием. Документ подписан 7 июля 1967 года. А 31 августа сердце знаменитого советского военачальника остановилось. Похоронен Михаил Прокофьевич Ковалев в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
При жизни заслуги Михаила Ковалева перед государством были отмечены двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. В Тимашевске имя комбрига гражданской войны увековечено дважды: одна из городских улиц названа в его честь, а еще он навечно внесен в золотой список почетных граждан Тимашевска.