На встречу с журналистами «Знаменки» супруги Павел и Наталья Федорченко согласились сразу.

— Я в своем хозяйстве в передовиках всегда был, из газеты и с телевидения приезжали частенько, — объяснил Павел.

О чем рассказать есть и на новом месте, семья приобрела дом благодаря сертификату.

Павел комбайнер-тракторист, водит все, что имеет мотор и колеса.

— Не умею только самолетом управлять, — смеется он, — если подучат, сумею и в небе класс показать.

Отец-тракторист и мама доярка в сына вложили трудолюбие и умение не пасовать перед трудностями. И в жизни это пригодилось. Один эпизод из своего детства Павел рассказал особенно охотно:

— Меня, школьника, отец взял с собой на работу помогать готовить трактор к весеннему сезону. Папа разбирал мотор, я смотрел. Потом он отошел и предложил мне самому собрать мотор, мол, ты же видел, что я делал. Мотор был собран идеально, отцу оставалось только гайки посильнее подкрутить.

Выезжать из Донецкой области они не собирались: все есть, жизнь налажена. Павел со своими любимыми тракторами возится, жена Наталья выращивает помидоры-огурцы в частной теплице, ее мама Вера Алексеевна на пенсии. Постепенно откладывали деньги на новую машину, старенькая на покой просилась,

— В 2014 году началась война, — буднично рассказывал Павел, — жить под обстрелами было страшно, но мы приспособились. Поля весной начинали возделывать, хотя каждый день мог стать последним.

Два года прошло в полувоенном режиме, на третий Павел десятым чувством понял: хватит искушать судьбу, пора уезжать.

— Переехали в Херсонскую область, в Новую Каховку, — продолжил он, — заново обустроились, но и туда добралась война. Ракеты, снаряды, ежеминутная готовность спуститься в убежище — все как и там, в Донецкой области. Только работы не было. Выручали накопления, предназначенные для новой машины, их расходовали крайне экономно, благодаря этим деньгам и выживали.

Референдум о присоединении ДНР к России счастливо совпал с тем, что Павел нашел долгожданную работу.

— Не успел порадоваться, как через несколько дней вызвали в отдел кадров и предложили написать заявление на отпуск без содержания, — посетовал Павел, — не судьба, видно.

Военные действия на территории области продолжались. Привыкнуть к этому невозможно, поэтому, когда объявили, что 21 октября будут вывозить жителей из Новой Каховки на территорию Кубани, Павел сразу решил: надо ехать!

С собой взяли минимум вещей, потому что была надежда на скорое возвращение.

— Привезли в Анапу, заселили в пансионат, — рассказала Наталья, — так и прошли наши следующие полгода. Надо было определяться, где жить.

— Спасибо президенту Путину за сертификат на жилье, — серьезно сказал Павел. — Получили документ на удивление быстро, да и в остальных бюрократических вопросах препятствий особых не возникало.

Местные порталы о недвижимости изучали сами, воспользовались и помощью риелтора.

— Краснодар мы не рассматривали, не привыкли к большим городам, суете, — поделился Павел, — а Тимашевск по сердцу пришелся. Дом быстро нашли, и хозяева оставили нам необходимую мебель, холодильник.

В Новую Каховку однажды вернулись навестить квартиру, забрать вещи.

— С водителем доехали до места, — рассказал Павел, — договорились с ним же и обратно вернуться. Во двор, где гаражи, попал снаряд и почти все строения разрушил. А наш целехонький, только дверь распахнута — не чудо ли?

Чудеса продолжались. Старенький автомобиль, который Павел мечтал поменять, завелся. Топливный бак был полный.

За час загрузили все необходимое. Даже маленький телевизор поместился. И в обратный путь.

Большинство трудностей у семьи Федорченко сейчас позади, есть дом и тишина за окном.