Полковник в отставке, депутат ЗСК, Герой Российской Федерации Евгений Демьянович Шендрик — о специальной военной операции, мобилизации и политических перспективах.

— Специальная военная операция (далее — СВО), в вашем понимании, что это такое и для чего?

— СВО — это комплекс боевых действий, направленных на то, чтобы очистить Украину от нацистов, это денацификация и демилитаризация. Страны Запада сейчас используют Украину как военно-технический плацдарм для войны с Россией. Разведданные уже неоднократно подтверждали, что наши недружественные соседи с европейского и американского континентов давно и тщательно разрабатывали планы, которые могли бы создать угрозу безопасности. Поэтому, действуя на опережение, необходимо лишить их наступательных действий. Не дать им возможность расположения и создания ядерного оружия.

— Россия успешно проводит СВО?

— План СВО утвердил главнокомандующий. При всяких боевых действиях есть стратегические и тактические задачи. Есть еще такое понятие, как интенсивность проведения боевых действий. На первом этапе стратегические задачи мы выполнили. Четыре области Новороссии мы освободили от нацистов, их жители изъявили желание вступить в состав России, что и было сделано. Теперь уровень агрессивной угрозы в отношении русскоязычного населения со стороны нацистов на этих территориях снизился.

— В заксобрании вы возглавляете комитет по военным вопросам. Какова его роль в контексте СВО?

— Одна из наших главных задач — это воспитание допризывной молодежи. Те ребята, с которыми мы проводим работу в рамках различных мероприятий, сейчас воюют. Они прошли службу в армии и служат по контракту. У нас в крае больше 2 тысяч только добровольцев. Мы их воспитали правильно. Все силы в этом направлении сейчас консолидированы. По качеству призыва в рамках призывных кампаний срочной службы наш край занимает первое место в стране, казачество у нас лучшее в России. Кстати, вспомним события «Крымской весны» 2014 года. Ведь наши казаки отправились туда в числе первых добровольцев. Сейчас мы оказываем помощь семьям мобилизованных, посещаем места сборов, учебные мероприятия, разработали памятки для них, в которых рассказывается о льготах и ответственности. Поддерживаем наших ребят в рамках федеральных законотворческих инициатив.

— Сколько на территории края находится полигонов, где мобилизованные проходят обучение?

— У нас есть полигоны при крупных военных подразделениях. Они достаточно оборудованы, там есть стрельбища, места для размещения личного состава, оборудованы площадки для проведения занятий по топографии, связи, оперативной медицине. Нашими полигонами пользуются войсковые части даже из регионов ЮФО.

Вы посещаете госпитали, лечение в которых после ранений в ходе СВО проходят бойцы. Что они рассказывают?

— На территории края четыре госпиталя, в которых находятся наши военнослужащие. Они проходят лечение и реабилитацию. В них лечатся и военнослужащие, и контрактники, и добровольцы. Госпитали оборудованы, в них работают хорошие специалисты. Характер ранений у всех разный, но в основном это осколочные раны. Сейчас характер боевых действий абсолютно отличается даже, скажем, от чеченских кампаний. Эти молодые люди возрастом от 20 до 30 лет после лечения хотят вернуться в строй и служить в ВС РФ. То есть многие просятся обратно по примеру своих дедов, которые защищали страну во время Великой Отечественной. Эти ребята увидели своими глазами, что такое фашистское зверство.

— В первые недели мобилизации были сложности со снабжением призванных. Как ситуация обстоит сегодня?

— То, что положено выдавать, это есть и это выдается. Но практика показывает, что для более успешной службы им нужны и спальники, и разгрузки, и средства защиты (налокотники, наколенники). Сейчас в ВС пересматриваются нормы довольствия, и задача промышленникам поставлена, чтобы всего этого было в достаточном количестве. Потому что мобилизации не было со времен Великой Отечественной, эти вещи нужно подкорректировать. Отмечу, что в стране, в том числе и у нас в крае, созданы фонды, которые закупают необходимые вещи.

Что нужно знать тем, кому пришла повестка в рамках частичной мобилизации?

— На данный момент Краснодарский край выполнил задачи по частичной мобилизации. Как заявил президент, подобных мероприятий Россия пока не готовит. Однако мобилизованные должны знать свои права и обязанности, а также меру ответственности. Ты обязан получить повестку и расписаться в листе. Если будешь скрываться, тянуть время, то наступает уголовная ответственность. Прецеденты в России уже есть. У кого есть бизнес, необходимо воспользоваться льготами, кредиты остановить и т. д. Обычно после вручения повестки дают несколько дней, чтобы человек подготовился. Существует единовременная выплата для мобилизованных в 100 тысяч рублей. Также определен размер ежемесячной выплаты мобилизованным.

— Родственники имеют право знать, в какую часть определили мобилизованного и где он находится?

— Родственник обращается в военный комиссариат, и там ему выдают мобилизационную справку. Это все, что в полномочиях ведомства. После подписания контракта у мобилизованного появляется статус военнослужащего и информация о его дислокации принадлежит минобороны. В какую часть он попал, родственники официально узнать не могут. Но все равно мужчины находят возможность связаться с семьями, сказать, что они живы-здоровы. Но не больше. Потому что любая информация о дислокации может сыграть на руку противнику.

— Учитывая ваш боевой опыт и знания, оцените преимущества России перед западными странами в военно-техническом плане?

— У нас есть ядерный ракетный комплекс «Сармат». Нет ни одной системы, способной предотвратить действие этих ракет. И Путин неоднократно об этом заявлял. Это был сигнал Западу на их угрозы и ядерный шантаж. Типы вооружений, которые есть в РФ, системы противоракетной обороны, наступательное вооружение — этому нет аналогов в мире. То оружие, которым сейчас воюют на СВО, это далеко не весь арсенал. Мы должны использовать это преимущество. Когда «генерал Армагеддон» (Сергей Суровикин — с 8 октября командующий Объединенной российской группировкой войск в операции на Украине) пришел, сразу начались атаки по инфраструктурным объектам Украины. Хотя Запад хвалил Киев, что он защищен, что установлены ПВО и так далее. И самое главное наше преимущество — это то, что за нами правда.

На ваш взгляд, как скоро закончится СВО и к каким результатам она приведет?
— Путин не раз говорил: цели СВО будут обязательно решены и мы не остановимся. Это полная денацификация и полное разоружение сил Украины. Если господин Зеленский захочет конца нашей операции, то ему придется сдать нам всех преступников, которые совершили свои злодеяния на территориях Донбасса. Далее — произвести разоружение армии и признать статус Украины нейтральным. И дать возможность остальным регионам Украины сделать свой выбор: с кем им дальше быть — или как прежде, или с Россией.

Женам — поклон до земли

Е.Д. Шендрик: «На местах и депутаты, и власть помогают семьям мобилизованных. И ко мне каждый день обращаются. Но хочу особо выделить жен призванных мужчин. Они сами собирают гуманитарку, сами ее привозят. Передают через подразделения, командиров частей. Им никто не приказывал, они сами это делают. У людей есть огромное желание помочь. Очень много обращений не с жалобами, а с предложениями. Голос крови просыпается, поколение не потерянное. У нас достойные граждане — и те, кого мобилизовали, и те, кто работают в тылу.

Беседовал Виталий КАРНАУХ.