Беднягинец Владимир Кукса фермер во втором поколении. Основная тяжесть становления хозяйства выпала на плечи отца Виктора Харитоновича. Старый агроном уже лет пять как передал бразды правления сыну. Хотя свои кураторские поездки по полям не прекратил. Помогает по мере сил…

Агрономия как искусство

Идти, пусть и по проторенной дороге, Владимиру до сих пор сложно. Часто в беспокойстве объезжает угодья, иногда берет в попутчики своего главного помощника — жену Настю. Поля с озимыми сейчас стоят красивые, на загляденье: сказываются изобилие влаги и, как признал фермер, излишне внесенный стимулятор роста. Ячменный стебель кое-где явно перерос, хотя колос еще находится в стадии формирования зерновки. А когда вскоре он нальется, соломина может не выдержать тяжести, и первая же непогода прижмет растение к земле…

— Прежде в первых числах июня ячмень в хозяйстве уже косили. Сейчас календарь сельхозработ сдвинулся почти на месяц. И не только из-за затяжных дождей. Климатический сдвиг произошел давно, когда мы начали спокойно сеять озимые в конце октября и ноябре, пропашные — в апреле, мае, а завершать страду чуть ли не в августе. В этих условиях агрономия становится сродни искусству, а каждый агроном все равно что художник, — рассказал Владимир Кукса.

Трудный выбор

В третьем-четвертом классе, вспоминает Кукса, отец часто приставал к нему с вопросом, кем он хочет стать: агрономом или механиком? Тогда он не очень понимал разницу в этих профессиях. Отец объяснял просто: агроном в институте в тетрадке рисует растение, а механик — трактор.

Трактор пацану был интереснее. Так и получилось — в 2000-м Володя окончил факультет механизации сельского хозяйства Кубанского агроуниверситета.

— После получения диплома отец сильно не наседал, а я назад не торопился. Только уже месяца через три понял, что Краснодар прекрасный город, если приезжаешь туда погулять, а вот для жизни и работы подходит не каждому.

Вернулся в Кубанец с удовольствием, долго работал в хозяйстве в качестве инженера-механика.

— Все эти годы отец старался втолковать, обучить разбираться в секретах растениеводства. Ведь в агрономии нет стандартных способов решения задачи, потому что вводные данные каждый раз другие, — поделился Кукса-младший.

Потихоньку втянулся.

Накануне новой страды

В фермерском хозяйстве Куксы без малого 700 гектаров пашни. Выращивают озимые ячмень и пшеницу, подсолнечник, кукурузу, сою. В этом году в хозяйстве впервые ввели в севооборот яровой горох. Успели отсеяться до больших дождей, хотя для этого пришлось задействовать самый старый в хозяйстве механизм — гусеничный трактор Т-70.

Тот самый легендарный Т-70, с которого начиналось КФХ.

Вообще гусеничный трактор — символ КФХ, рассказал фермер. Он всегда в полном порядке и на ходу, заправлен топливом и маслом, хотя вся его функция заключалась в том, что он, дав один круг по территории производственной базы, символически начинал в хозяйстве сельскохозяйственный год. Но в этом году старичок поработал по-настоящему.

Сейчас в КФХ горячая пора завершения ремонта техники. Почему так поздно? Дело во введенных против страны санкциях. Заказанные давным-давно запчасти, сделав огромный логистический круг, только начали поступать в хозяйство.

Хлеб из бумаги не испечь!

По результатам урожайности выращиваемых сельхозкультур Владимир Кукса причисляет свое предприятие к крепким середнячкам. Ячмень с пшеницей у него родят в диапазоне среднерайонного результата, над урожайностью остальных культур надо еще поработать. Хранить зерно он теперь может в собственных ангарах, хотя в прошлом году лучшую цену получили, когда продавали зерно прямо с поля. Потом стоимость выращенного только снижалась.

И это для каждого фермера огромная проблема: не установлен паритет между ценами на зерно и постоянно растущей стоимостью техники, удобрений, ГСМ, семян, химии.

Владимир рассказал, что в недавнем прошлом, чтобы купить один трактор, требовалось продать зерно с площади в 10 гектаров, сейчас — не менее чем с 50-ти!

— А еще власти испытывают фермерское терпение введением все возрастающего числа отчетов, разного рода документов, внедрением автоматизированных систем учета типа «Меркурий», «Сатурн», ФГИС «Зерно». У меня документооборотом и отчетами в КФХ занимается жена Анастасия. Так вот, если раньше на мои поздние возвращения домой ворчала она, то сейчас ворчать из-за ее постоянных задержек на работе начинаю я.

Считаю, что государству в этом вопросе тоже надо установить паритет. Иначе скоро вместо производства зерна фермеры начнут принимать проверяющих и выдавать на гора кипы бумаг и отчетов. А из бумаги хлеб не испечь!

Дело продолжит сын

Владимир и Анастасия Кукса родители двух сыновей.

— Дело свое я люблю и постарался привить любовь к крестьянскому труду сыновьям. Пока больше интереса к делу проявляет старший, Кирилл. Я не был так категоричен при выборе им профессии, как мой отец. Предложил: агроном или скрипач? Кирилл выбрал правильно — агроном, — улыбнулся Владимир.

Кстати. Владимир Кукса депутат двух созывов Совета поселения. Как и его отец, вошел в когорту беднягинских фермеров, по-настоящему любящих свою малую родину, не жалеющих средств в желании сделать ее красивой и комфортной для проживания.