Житель Тимашевска Евгений Ланговой недавно поделился с газетой старыми снимками из семейного фотоальбома. На одном из них — памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину в станице Тимашевской. В то время, а снимок относится, предположительно, к 1958 году, Евгений Яковлевич был еще ребенком, но постарался вспомнить все, что знал о месте, запечатленном на фото.

Дело было в парке культуры и отдыха железнодорожников, который, по воспоминаниям Лангового, располагался на месте нынешнего Шереметьевского рынка в районе вокзала. На фотографии Евгений Яковлевич стоит рядом со своей мамой и старшим братом. Позируют они на фоне памятника Сталину (фото 1). Статуя В.И. Ленина находилась тут же, неподалеку, и простояла гораздо дольше, чем монумент уроженцу города Гори Сосо Джугашвили.

Напомним, в феврале 1956 года проходил 20-й съезд ЦК КПСС, с которого в стране началась десталинизация, больше известная как развенчивание культа личности. Ее следствием были переименование всего, что носило имя Сталина, вынос тела «вождя народов» из Мавзолея и повсеместный снос памятников советского правителя. Очевидно, что памятник Сталину в парке железнодорожников разделил судьбу собратьев хотя, Ланговой не помнит, когда именно это произошло. Что не удивительно в силу его тогдашнего юного возраста. Да и судя по сведениям в публикациях исторических материалов о тех далеких событиях, процесс сноса памятников не особенно афишировался. Думаю, во избежание народных волнений. Убирать их начали постепенно, и зачастую делали это по ночам: вечером памятник еще был на постаменте, а утром постамент оказывался пуст. Сегодня многое из того, что скрывалось в прошлом, стало достоянием общественности. В интернет-источниках можно прочитать, что памятники Сталину отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю и даже топили в водоемах.

…Кроме монументов Ленина и Сталина, в тимашевском парке тех лет были фонтан, танцплощадка и летний кинотеатр, где проходили выступления артистов.

Сами тимашевцы тоже были не прочь спеть или сплясать просто так или после застолья. Собирались семьями — с соседями, родственниками, доставали баян или даже цимбалы и музицировали. Об этом свидетельствует другой снимок. На нем группа граждан с двумя баянистами в центре, один из которых отец Лангового (фото 2). Инженер по специальности, он увлекался игрой на баяне, знал нотную грамоту и учил сыновей. Евгений Яковлевич вспоминает, что музыкантов-любителей в Тимашевске было много, а петь вообще любили все. Например, у них дома часто исполняли песню «Шумел камыш, деревья гнулись». И не только в Тимашевской, в других станицах поющие на улице компании были обыденным делом. Скажем, возвращаются люди вечером из гостей и поют, чтоб не скучно было. Улицы широкие, машин почти нет, почему бы не прогуляться.

К слову, о машинах. Личных авто и вправду было мало. Такую машину, как «Москвич 401», что на снимке 70-х годов (фото 3), позволить себе мог не каждый. Но вот попозировать на фоне чужого авто — это пожалуйста.

Более доступное для жителей 60—70-х годов прошлого века транспортное средство — мотоцикл с люлькой. На очередном фото, на радость детворе, хозяин разрешил забраться в мотоцикл для эффектного снимка (фото 4).

P.S. Редакция «ЗТ» благодарит Евгения Лангового за возможность заглянуть в прошлое нашего города.