Знали ли вы, что в Тимашевске сохранились дома, построенные еще до революции? Мало того, в них до сих пор проживают люди. Но если старинные постройки центральной части города под напором столетних ветров уже обветшали и приняли далеко не парадный облик (например, здание атаманского правления на ул. Казачьей) или же они сокрыты сайдингом, как купеческая лавка на углу улиц Братской и Колесникова, то железнодорожные особняки на улицах Братьев Степановых и Шереметова в ремонте не нуждаются.

Эти одно- и двухэтажные здания можно считать архитектурной изюминкой города, зданий такого стиля больше не найти во всем Тимашевске. Сейчас в них расквартировались люди, а в некоторых звучат детские голоса — это городские детские сады.

О том, кто их строил и в какие годы, доподлинно неизвестно, но уверенно можно сказать: это самое начало прошлого столетия. В стиле украинского архитектурного модерна в разных районах Кубани построено много подобных зданий. Взять, к примеру, наших территориальных соседей — Брюховецкий район или же Приморско-Ахтарский. И там строения возведены вблизи железных дорог — по той же схеме, а возможно, даже по одному проекту.

Стариной распорядились по-своему. Известно, что здание тимашевского вокзала проектировал архитектор Сергей Тимошенко, который стал одним из родоначальников украинского модерна. И если оно было построено в 1913 году, то некоторые корпуса двухэтажек, расположенных ближе к депо и адресно относящихся к улице Шереметова, по словам местных жителей, возведены в 1904 году. На одном из них до недавнего времени датировка была выложена из кирпича на карнизе под самой крышей. Но рабочие, проводившие в доме наружный ремонт, распорядились стариной по-своему. Это было единственное физическое подтверждение точной даты постройки. Теперь остается лишь верить местным жителям, которые долгое время смотрели вверх, заходя в парадный подъезд. Интересно, что соседние дома из этой архитектурной кооперации дат на карнизах также не имеют. Были они там или нет — уже, наверное, никто не скажет.

Кирпичная документальность. По словам жильцов, жилым это здание стало не с первых дней. До 1936 года в нем располагалась контора, а в соседнем — до относительно недавних лет — поликлиника. О том, что с середины 1940-х в дом начали заселяться квартиранты, говорят послания, которые первые жильцы выцарапывали на боковых фасадах: на кирпичах осталось множество высеченных дат. Самая старая из них как раз 1936 год. О подлинности этой кирпичной документальности говорит формат даты: четыре цифры года разделены посредине днем и месяцем. Так писали в старину.

Парадные с балясинами. Как и полагается для дореволюционных времен, в этих зданиях сохранились подъезды двух типов: парадные и черные. Первые — широкие, просторные, с практически витражными окнами в пол. В парадных подъездах сохранились простенькие (по екатеринодарским меркам) кованые балюстрады с балясинами. Вероятно, лестничные площадки раньше имели покрытие из метлахской плитки — малоформатной и с орнаментом. Об этом можно судить по сохранившейся подобной плитке в здании станции Тимашевская. В вокзальном строении, разумеется, за внутренним убранством следят, а в домах — кому это нужно? Вот и остался в старинных подъездах один лишь бетон. Второй вход в дом, именуемый черным, узкий и с маленькими окнами. Внутреннее убранство не изобилует красотой.

Потолки для Дяди Степы. С какой целью законодатели украинского архитектурного модерна задумали высоту потолков почти в четыре метра — непонятно. А нынешние владельцы этих потолков и смеются, и печалятся. В холодные времена нагреть такое помещение не так-то просто. Особенно дровами. Раньше в этих домах стояли огромные печи, которые работали сразу на два этажа. Когда провели газ, их снесли. Но голубое топливо по разным причинам попало не во все квартиры. В таких сейчас и греются с помощью дров, только используя современные печи. Но после того как удастся растопить, тепло держится долго, ведь толщина стен около 60 сантиметров!

Существует мнение, что подобная толщина понадобилась для того, чтобы строения избегали содроганий при проездах железнодорожных составов. Но есть несостыковка: если комплекс зданий был построен в 1904 году, а железная дорога в 1913-м, то никакой вибрации в момент возведения не было. Так что вопрос толщины стен остается открытым.

О строителях ходят легенды. Дома, адресно относящиеся к улице Братьев Степановых, представляют собой комплекс п-образных зданий. Здесь же местные жители годом постройки называют 1914-й, что более вероятно. Это год, когда в стиле украинского модерна на Кубани возводили многие здания железнодорожной инфраструктуры. А о том, кто строил эти двухэтажки, ходят легенды. Об одной из них и поведала жительница в преклонном возрасте. По ее словам, здание строили пленные немцы во время Первой мировой войны. Впрочем, это, скорее всего, домыслы. Если учесть, что война началась летом 1914-го, то маловероятно, что пленники появились вмиг и что за полгода смогли возвести такие основательные постройки. А еще при условии использования, по словам все той же жительницы, тщательно подготовленных материалов. Из уст в уста местные передают историю о комочках в цементе, из-за которых строителям приходилось замешивать «клейковину» заново — до тех пор, пока цемент не станет идеальной массой.

Первоначально эти здания, как рассказывают жильцы, были казармами. Это вполне возможно, поскольку постройки были возведенные накануне (или даже в начале) войны. Не дает покоя другая мысль: зачем этим «казармам» были необходимы парадные и черные входы, украшения на фасадах и в целом — для чего постройке военной инфраструктуры нужен был украинский модернизм? Другое дело, если размещение казарм — это была вынужденная мера.

Мнение автора. Не случаен факт того, что здания в стиле украинского архитектурного модернизма находятся корпоративно вблизи железных дорог на территории Краснодарского края. Краснодар-2, Титаровка, Мышастовка, Ведмидовка, Тимашевская — эти железнодорожные станции и другие строения, используемые ныне и ранее железнодорожниками, а также множество подобных зданий в иных районах Кубани, говорят о неразрывности и связи друг с другом. И построены они были для нужд путей сообщения. Все вышеперечисленные легенды и домыслы являются лишь народной молвой. Но взятые за основу детали, рассказанные местными жителями, составили историческую ретроспективу одних самых старых двориков Тимашевска.

Автор Виталий Карнаух (текст, фото).

От редакции. Еще больше интересных историй и фото о старом Тимашевске — в Телеграм-канале автора «Тимашевский летописец». Если среди наших читателей есть знатоки истории города и есть что рассказать потомкам — просьба откликнуться. Наши контакты: 8-918-218-03-06, 4-18-53.