Для меня всегда было загадкой, как можно на совершенно плоской поверхности только при помощи красок и кистей изобразить предметы так, чтобы они выглядели совсем как настоящие. Чтобы соблюдались и геометрические пропорции, и цветовая гамма, и перспектива, то есть, как сейчас принято говорить, рисунок стал 3D изображением.

Художник-реалист

Для оператора тимашевской котельной № 7 Геннадия Россохач это вполне естественная и реальная вещь, которая дается ему просто, как просто человеку дышать. Ведь оператор он по профессии, а по призванию — художник, из-под кисти которого вышло около трех сотен картин. Подавляющее большинство из них у художника хранится в виде фотоснимков, а сами оригиналы украшают дома не только тимашевцев, но и заказчиков из Краснодара, Ростова-на-Дону, Швеции, Норвегии, Италии… Разумеется, при этом Россохач вовсе не считает себя мировой знаменитостью.

Нередко замечал на картинах некоторых художников упрощение отдельных деталей. Геннадий Россохач — художник-реалист, который старается выписать все до мельчайших подробностей. Сейчас у него в работе городской пейзаж «Венеция. Большой канал». Я невольно обратил внимание, что на крышах зданий он изобразил даже телевизионные антенны, хотя, наверное, можно было обойтись и без них.

— О, нет! Для меня недопустимо не показать даже маленькую точку, которую, быть может, и видно не всем, — считает Геннадий, — на полотне должно все выглядеть так, как это есть на самом деле. По заказу из Ростова-на-Дону недавно писал с фотоснимка красивейший Свято-Никольский мужской монастырь, что в Ленинградской области. На огромном здании храма прорисовал каждый кирпичик, множество икон, несколько крестов. Представляете, какая кропотливая у меня была работа. Но это еще не все. Монастырь расположен на берегу озера и, конечно же, отражается в воде. Разумеется, и у отражения есть те же кирпичи, те же иконы. Могу сказать одно — картина получилась замечательная.

Вообще я очень придирчиво отношусь к своим работам. После того как закончу писать картину, подолгу рассматриваю ее, ищу неточности, кое-что переделываю и только когда сам к себе не могу придраться, покрываю лаком. Но через время все равно нахожу какие-то, скажем так, шероховатости. Был случай — из-за этого полностью переписал пейзаж.

О таланте

— Вот вы спрашиваете, откуда берется талант? — продолжает Россохач. — Говорят, он передается по наследству.

По воспоминаниям моей бабушки, неплохим художником был мой дед. Он легко мог нарисовать деньги, причем даже ногами.

Я же хорошо помню тот случай, когда впервые взялся за карандаш. Это было в возрасте пяти лет. Тогда на клочке бумаги нарисовал свою маму. Рисунок получился очень даже неплохим для того возраста, и храню его по сей день. Я тогда почувствовал вкус к рисованию. С тех пор все время рисовал: карандашами, акварелью, гуашью, маслом.

Когда стал писать масляными красками, очень полюбил их запах. Приступая к новому полотну, обязательно беру в руки тряпку, которой вытираю кисти после работы. С виду она невзрачна, вымазана краской, лаком, пропитана растворителями, но для меня это запах творчества, это как талисман — помогает сосредоточиться, настроиться. Писать картины — огромное удовольствие, которое никогда не было в тягость. Наверное, это потому, что у меня есть способность увидеть мир не таким, какой он есть, а таким, словно он написан маслом. Остается только все это перенести на холст. Учиться художественному ремеслу нигде не довелось, все хитрости и тонкости постигал сам, шаг за шагом. Талант дает Бог, а развиваешь его всю жизнь сам.

Темное граничит со светлым

— Труд художника на самом деле приносит огромное удовольствие, — рассуждает Россохач, — но это все же труд. И очень нелегкий. Прежде чем передать мысль на полотно, стараешься досконально изучить предмет, его свойства, фактуру. Только когда прочувствуешь полностью все особенности, берешься за кисть.
Иногда обращаются за советом начинающие художники. Помогаю им осваивать секреты мастерства. Все значительно проще, когда знаешь, что и как. Вот вы спрашиваете, как придается объемность изображению? — все просто, надо только правильно сочетать границы темного и светлого. Остальное — талант художника.

Совмещая работу с увлечением

Источником замысла и вдохновения к написанию очередной картины чаще всего для Геннадия является фотография. Зацепивший за живое своей новизной, неповторимостью или необычностью, сюжет снимка словно подталкивает к написанию полотна. Своей мастерской у художника нет, считает, что дома невозможно сосредоточиться, поэтому воплощает творческие идеи в основном не дома, не где-то на природе, а во время смены — у себя в котельной, разумеется, без ущерба для основной работы. Начальство благосклонно относится к его увлечению и даже отвело пространство в служебном помещении котельной, где под гул моторов и насосов художник творит свои полотна, беря за основу пейзажи, портреты, натюрморты с понравившихся или присланных заказчиками фотоснимков.

Выяснилась еще интересная деталь — художник никогда не делает репродукции чьих-то картин. Считает это копированием чужого таланта, а ему важно дать возможность воплотиться своим мыслям. Он даже не пользуется чужими подрамниками, так как считает это посторонним вмешательством в его творчество. Сам сколачивает подрамники, натягивает и грунтует холсты. Потом только отдает специалисту вставить готовую картину в красивую раму, и не более того.

— Конечно, работа на заказ приносит прибавку к моему бюджету, но небольшую. Я никогда не ставлю своей задачей вывернуть заказчику карманы наизнанку — для меня легче просто подарить картину. Что зачастую я и делаю. Собственно, писать картины — это не столько работа, больше творческий процесс, от которого получаю максимум удовольствия и без которого не представляю свою жизнь. Нет заказов — все равно пишу. И писать буду…

Так и написал

Любопытна надпись на обратной стороне картины, которую Россохач подарил своим коллегам из садоводовской котельной № 26:
«Я не стремился к тому, чтобы красок мазки были «легкими». И не старался им «весомости» и «тяжести» придать. Я не хотел и не стремился к тому, чтобы написанный мною пейзаж был бы похож на конец анекдота — веселым. Лишь к одному стремился я — вдохнуть в клочок природы жизнь. Надеюсь, получилось».