Спецов было немного
Выпускник Волгоградской высшей следственной школы МВД СССР по направлению работал в Динском РОВД. Свое образование Александр Кравченко дополнял добросовестным отношением к делу, инициативой и настойчивостью при расследовании уголовных дел. На счету рядового следователя и начальника следственного отделения Динского РОВД много раскрытых опасных преступлений.
Они были первыми
Александра Кравченко выдвинули на должность замначальника Динского РОВД, а вскоре, весной 1980-го, вызвали в УВД Краснодарского крайисполкома и с группой офицеров кубанской милиции направили в длительную служебную командировку в Демократическую Республику Афганистан в качестве советника по линии МВД СССР для оказания помощи в становлении Царандоя (МВД ДРА).
Группа, в которую вошел Кравченко, стала первой уехавшей из краснодарской милиции на афганскую войну. Перед отправкой прошли подготовку на базе Ташкентской высшей школы милиции, прослушали лекции об Афганистане, его политической системе, национальных отношениях, как себя вести в мусульманской стране, овладели азами афганского языка, усиленно изучали стрелковое и другое оружие.
Забудьте, чему учили
По приезде в Афганистан муршавера (советника) Кравченко направили в провинцию Лагман, примыкающую к провинции Кабул. Кравченко стал командиром группы отряда «Кобальт»*, ему сказали: к чему готовили в Ташкенте — помогать афганцам создавать новые органы внутренних дел, раскрывать преступления, охранять общественный порядок, следует на время забыть. Об этом пришлось забыть на весь срок командировки.
Спецгруппа «Кобальт» выполняла разведывательные задачи, в том числе и с целью помощи частям Советской Армии при проведении войсковых операций. Разведку в Афганистане вели армия, КГБ и МВД. Предполагалось сначала, что сотрудники «Кобальта» ведут разведку, а сами в боевых операциях не участвуют. Но, как говорится, гладко было на бумаге…
За скупыми строками приказа
В книге «Боль моя — Афганистан» Виктора Белоуса есть очерк о Кравченко «За скупыми строками приказа». Он написан на основе нескольких дней из его длительной командировки.
…«Палящее афганское солнце время от времени скрывалось в густых клубах черного дыма: где-то неподалеку догорал бронетранспортер. А на плацу Витебской парашютно-десантной дивизии на окраине города Метерлама застыли в строю сотрудники «Кобальта», слушая слова приказа: «За проявленные героизм и мужество при отражении нападения превосходящих сил бандитов, умелое руководство подчиненными, высокие показатели в оперативно-служебной деятельности…».
О чем думал, что вспоминал в те мгновения Александр Владимирович, сейчас и сам не скажет. Не об этих ли эпизодах?.. Разбитая электростанция на окраине афганского города, страшная жара, привозная вода, полчища огромных мух. Шелушащаяся кожа на стриженой голове. Бесконечные будни той войны. Уходящие вниз с борта вертолета трассирующие пули, наводящие МИ-24 на цель…
Как спасали детей
Узнав о готовящемся нападении душманов на автобус с афганскими школьниками, сотрудники «Кобальта» решили: допустить этого нельзя. После таких провокаций душманы распространяли слухи, что советские солдаты убивают мирных жителей. Скрытно выдвинувшись в район предполагаемой засады, кобальтовцы заняли позиции для стрельбы и стали ждать. На дороге появились увешанные оружием восемь бандитов, они явно не ожидали встречи с нашими. Их растерянность вскоре сменилась ожесточенным огнем. В перестрелке душманы были уничтожены, автобус со школьниками благополучно проехал по горной дороге. Дети узнали о своем спасении позже, а Кравченко выразил благодарность сам мунши, первый секретарь райкома НДПА.
Неравный бой
Вот еще строки из очерка… «Заняв привычное место с пулеметом на борту вертолета, Александр Кравченко вместе с экипажем вылетел в горы, где были замечены бандиты. Шедшие следом бомбардировщики, видя цель, развернулись для атаки, и в горах загрохотали взрывы. И тут вертолет стал терять высоту: нужна была срочная посадка — перебило трубопровод. Пилотам удалось посадить машину в горной местности. Вскоре появились душманы. Заняв круговую оборону и в который раз поблагодарив себя за набитые патронами вещмешки, экипаж и Кравченко приняли неравный бой. По радио им удалось связаться со своими, и помощь поспела вовремя. Десантники поддержали экипаж огнем, освещая местность с помощью ракет. Бой шел до самого утра. Поврежденный вертолет удалось отремонтировать и вернуться на нем на родной полигон.
…Щурясь от яркого солнца, застыли в строю боевые товарищи. «Лично уничтожил более тридцати членов бандитских формирований, активно участвовал в проведении оперативно-войсковых операций»… Слушая текст приказа, каждый думал о своем, да и сам Кравченко вспоминал, возможно, очередной эпизод в своей биографии. Сколько их было, не считал. Заканчивая чтение приказа, командир с особым чувством произнес:
— Наградить майора милиции Кравченко Александра Владимировича орденом Красной Звезды!
И следствие, и ремонты
После окончания годичной командировки в Афган весной 1982 года Александр Кравченко возвращается домой и приступает к исполнению обязанностей замначальника Динского РОВД, а в апреле 1983-го его назначают начальником ОВД Тимашевского райисполкома. Досрочно присваивается звание подполковника милиции.
Всякое было, сложностей не боялся, вникал в работу всех служб. Многое сделал для улучшения условий труда сотрудников. Провели ремонт в старом здании РОВД, построили новое. Начали строительство изолятора временного содержания… Строек и ремонта хватало. И в тоже время было главное — оперативная работа, охрана общественного порядка, раскрываемость преступлений.
Виктор ЕРШОВ, ветеран военной службы.
_______________________
* «Кобальт» — группа специального назначения МВД СССР в Афганистане (1980—1983). Формировалась из действующих оперативных сотрудников подразделений МВД СССР. Его бойцы стали советниками и инструкторами при формировании и подготовке подразделений Царандоя. Проводили агентурно-разведывательную работу по сбору информации от населения. Весной 1983 года «Кобальт» был выведен из Афганистана и расформирован.