Мастерица из Тимашевска Оксана Телелюхина впервые участвовала в престижном конкурсе елочной игрушки ручной работы, который по традиции проводит Эрмитаж в канун Нового года, и сразу — победа! Третье место получила ее «Царевна» в роскошном кокошнике, выполненном в технике золотого шитья.

…Осторожненько беру в руку чудесную куколку — и с удивлением обнаруживаю, что она очень легкая. Ну, не совсем как пушинка, граммов тридцать в ней есть. Понятно, что для елочной игрушки вес имеет значение, как и размер.

Старинная ватная игрушка в современном прочтении в последнее время стала чрезвычайно популярна — видимо, приелись безликие сверкающие конвейерные изделия и людям захотелось чего-то теплого, близкого, чтобы душа отозвалась. Именно такое чувство возникает, когда берешь в руки любую куколку Оксаны. Все они очаровательны, и в каждой чувствуется что-то свое, особенный характер, что ли., Законченный облик — это и продуманный костюм, и гармония цветов, и разные милые детальки, но главное, конечно, личики, совсем не похожие на кукольные: задумчивые, задорные, лукавые, капризные… Право, не приходится спорить с жюри конкурса, которое присудило Оксане лишь третье место, отдав предпочтение менее, на мой взгляд, интересным работам — их можно посмотреть на сайте уважаемого музея. Но за «Царевну» многие бы отдали свои голоса.

Ватными игрушками Оксана занимается второй год. А начиналось все, как у многих именитых мастериц, с незатейливых ватных яблочек, груш, снеговиков. Старшее поколение еще помнит эти ватные игрушки, которые массово выпускали артели, они украшали елки в каждом доме. Да и сейчас бабушки вместе с внуками, чтобы занять их, пробуют эту простую поделку. Оксана тоже начинала с этого. Очень увлеклась. И просмотрела профессиональный мастер-класс, который очень пригодился в работе в плане техники выполнения изделия. А все остальное стало творческой работой. На вопрос, что рождается раньше — тема, игрушка или название, отвечает не задумываясь, конечно же, тема, идея. Иной раз, говорит, не может заснуть, когда вдруг какая-то придумка начинает вырисовываться в конкретный образ.

Оксана Телелюхина со своими работами

Технически заготовку — тушки, так почти все мастерицы называют их — сделать несложно. Каркас из послушной медной проволоки постепенно плотно обрастает слоями ваты, пропитанной клейстером. Готовы валенки, рукавички, юбки, тулупчик — тщательность, с которой Оксана выполняет каждую деталь, поразительна, но индивидуальность кукла получает лишь тогда, когда… обретает лицо. Личики Оксана делает заранее при помощи молдов-форм из специальной массы для лепки, сама выступает и в роли стилиста. Что интересно, говорит, примериваешь личики к почти уже готовой куколке — и все не то. И в какой-то момент — раз, вот оно! Найдено! Может, поэтому, когда смотришь на кукол, сразу ощущаешь настроение. В этом и есть талант мастерицы. Ее фишка — такой нет ни у одного мастера по изготовлению ватных елочных игрушек — это вышитые кокошники. Золотошвейному искусству Оксана училась в Торжке. Видимо, именно оно научило ее скрупулезности в деталях и аккуратности, чувству прекрасного.

…«Царевна» в Тимашевск уже не вернется, она теперь живет в главном музее мира. И приз мастерице еще в пути. А у нее уже много других задумок. Ведь и следующий Новый год не за горами.

Наша справка. Каждый год, уже в течение пяти лет, с сентября по декабрь, главный музей страны и технопарк «Айра» проводят международный конкурс елочной игрушки ручной работы «Создай экспонат для Эрмитажа». Тема каждый год разные, в 2021-м — этого года — «Мосты культуры». Мастера, по условиям конкурса, должны были отразить в игрушке культуру своего региона или страны. Из тысячи работ экспертное жюри в составе известных дизайнеров, художников, представителей мира театра отобрало десятую часть. Лучшие работы призеров и победителей украсили новогодние елки в главных залах музея и в фойе.