Сможете ли Вы прочесть, что здесь написано?
. . ……
.. . …
. .
Сможете ли Вы услышать то, что может говорить без слов?
Сердце…
Как научиться им чувствовать, если ты не видишь или не слышишь; как заставить его говорить, если судьба распорядилась иначе?
И как отозваться сердцем на чужую боль, если ты оказался рядом?
Сегодня я обращаюсь к проблемам тех, кто больше всех любит жизнь, потому что ценит каждое её мгновение, потому что знает, как она каждый день достаётся.

Вся жизнь для детей с ОВЗ – это игры доброй воли. Но легко воспитать силу воли, если ты уверенный, твердо стоящий на ногах человек. А если ноги твои – коляска? И ты каждый день должен доказывать, что ты сильный, здоровый человек? И невдомёк окружающим, что ты каждый день участвуешь в многоборье. Это ежедневные тренировки силы духа, скачкѝ настроения или забег на короткую дистанцию от постели до стула… Каждый день упорных тренировок. А каков результат?
В этой паралимпиаде школьников каждый этап жизненный. Нет школьного, муниципального, краевого. Сразу всё серьезно!
Это путь длиною в жизнь. И его нужно пройти достойно. Как Гаспарян Каролина, выпускница нашей школы. А ещё мечтать, мечтать, мечтать! Чтобы опубликовать новую книгу стихов, организовать свой поэтический вечер, устроить выставку рисунков и поделок, в день встречи выпускников встретиться на школьном вечере с одноклассниками…

Сердце Каролины остановилось в день её восемнадцатилетия, год назад. «Несбывшееся – воплотить»… Теперь это наша задача: опубликовать книгу её стихов, организовать в честь неё поэтический вечер, устроить выставку рисунков и поделок, встретиться на школьном вечере с её одноклассниками…
Важно научиться мечтать вместе с такими детьми, пока они рядом. Важно научиться уважать их личное пространство и заботиться о пространстве общественном.

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, администрация школы позаботились о пандусе у входа в школу, металлических поручнях, чтобы удобно было проезжать колясочникам. Всё продумано до мелочей: широкие двери в кабинеты, специально изготовленные парты, желтая черта на первой и последней ступенях, таблички со шрифтом Брайля. Кажется, такая недоступная для людей с ограниченными возможностями среда стала вдруг доступной. Однако не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд.
Жёлтые таблички со шрифтом Брайля появились у нас в школе несколько лет назад, яркие, нарядные, около каждого кабинета. Блестели лакированными бусинками слов, манили выпуклой поверхностью к себе школьников.
И каждый норовил поцарапать, долгом своим считал оставить след на табличке. Зачем эти никому не нужные точки, если есть всем понятные буквы? Вот, к примеру, кабинет математики. Всем ясно и понятно: можно прочитать.
А известно ли всем, что каждая буква, состоящая из точек, «читается» пальцами незрячего человека?
Результаты опроса среди учащихся продемонстрировали неосведомлённость некоторых о назначении этих жёлтых табличек.

Готовясь к соцопросу, я изучала материалы в Интернете. Узнала, что в сети запущен социальный проект «НеЗря» — проект помощи незрячим людям в изучении шрифта Брайля и в постановке навыка чтения. Создатели проекта стремятся бесплатно обучить как можно больше специалистов, родителей и, конечно, незрячих взрослых и детей.
Я попробовала вместе с посетителями сайта освоить некоторые буквы. Кажется, ничего сложного, но, читая текст, мы захватываем глазами несколько строчек, а незрячему человеку необходимо потратить время, чтобы он смог осязать одну букву. А если нанесённый на табличку шрифт испорчен? Тогда и слово будет прочитано неверно. Да и прочитано ли вообще?
А если представить себе ситуацию пожара в здании, когда людям нужно выбираться к выходу? Тогда одна испорченная буква на табличке будет стоить человеку жизни!
Неважно, как мы читаем: глазами или пальцами — главное, чтобы сердце у каждого из нас говорило на одном языке – языке сострадания к ближнему, языке доброты и заботы.
Забота заключается не столько в организации доступной среды, а в том, чтобы люди с ОВЗ смогли переступить барьер неуверенности в себе, перестали чувствовать себя не такими, как все. Мне кажется, что аббревиатура ОВЗ даже расшифровывается вот так:
Очень
Волнуюсь!
Заметно?

Ни исполнительная власть на местах, ни дирекция учреждения не в силах воспитать в каждом из нас доброе отношение к окружающим. Но если нам не суждено изменить климат на планете, то под силу сформировать микроклимат в одном учреждении.
Чтобы теплее стали отношения, чтобы проще было жить всем людям, особенно тем, для кого каждый день – это испытание.
Чтобы услышать голоса наших сердец, которые могут говорить без слов.
Чтобы, закрыв глаза, пальцами «прочесть», что здесь написано шрифтом Брайля слово «СЕРДЦЕ»:
. . ……
.. . …
. .

Автор Бескровных Полина, ученица 11 класса МБОУ СОШ №2