— Наша Ирина — находка для школы, — не сомневается директор Анна Дзюба. — В коллектив влилась с первого дня работы, ученики ее любят, родители уважают.
Ирина старшая в семье Виталия и Валентины Архиповых с хутора Большевик Медведовского поселения. Как и положено старшей, девочка стала правой рукой работающей мамы. Домашние дела спорились, и с младшими братишками и сестрой не в тягость было возиться. Все успевала переделать и айда на улицу, где полно детворы. Ира умело разнимала драчунов, мирила и всех увлекала общими играми. Например, играли в школу, Ира вела урок, остальные внимательно слушали, перечить бойкой соседке не решались. Но когда настало время выбирать профессию, Ирина рассматривала педагогику как один из возможных вариантов. Сейчас с улыбкой вспоминает, что одинаково серьезно воспринимала ветеринарию, банковское дело… Знания по всем предметам прочные, а лечить домашних животных мама-доярка научила.
— Мы с мамой объездили десяток разных учебных заведений, — рассказала молодая учительница, — и в последний момент остановились на педагогическом колледже в станице Ленинградской.
Причина сугубо практическая, там студентам предлагали общежитие. Сама Ира видит в этом судьбу, она планомерно вела ее именно к педагогике. Ирина училась в казачьей группе, участвовала в казачьих парадах в Краснодаре и вместе с дипломом об окончании получила звание младшего урядника.
— Окончила колледж, хотелось обосноваться в Краснодаре, даже успешно прошла собеседование в частной школе, но судьба и тут вмешалась, — вспоминает моя собеседница.
Летом будущий педагог подрабатывала на кухне у местного фермера. Там же, на уборке, работал и атаман медведовского казачьего общества Василий Убийко, он и познакомил юную урядницу с местными казаками, атаманом районного общества Алексеем Мелиховым и директором казачьей школы Анной Дзюбой.
— Казачество мне близко по духу, — утверждает девушка. — Дед-казак геройски воевал в Великую Отечественную, казачками были бабушка Оля и прабабушка Настя.
Достойная наследница казачьего рода, Ирина тем не менее перед первым уроком волновалась: а вдруг не получится увлечь малышей, стать им наставницей и второй мамой. Или, того хуже, школьник будет идти на урок без желания, потому что учитель не нашел с ним контакта. Ограничиться лишь выдачей предметного материала на уроках не давал природный перфекционизм — все, что делает Ирина Витальевна, должно быть идеально, а иначе как научить такому же детей?
Роль учительницы Ира не оставляет и дома — младшие братья и сестра охотно помогают ей готовить пособия, вырезать, клеить. Детей надо сызмальства приучать не тратить время попусту, а находить себе полезные занятия.
— На мне ответственность давать ученикам прочные знания, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, — продолжила Ирина, — учить и воспитывать одинаково значимо.
Не менее важно для молодого специалиста продолжать учиться самой, общаться с коллегами, не стесняться вместе анализировать сложные рабочие ситуации.
— Побывала в этом году в «Регионе-93» на смене «Время первых», — рассказала девушка. — Отличные дни, полезные мастер-классы, особенно по экологии. Будем с детьми проводить экопикнинки, акции, пусть учатся беречь окружающий мир.
Энергии и задора у Ирины хватает на школьные уроки и полезные затеи после уроков, а на перемене детвора окружает учительницу вопросами. Она видит интерес и любопытство ребят, искренне рада этому: до чего же вы у меня умненькие.