Журналисты «Знаменки» побывали в заводских цехах, поговорили о работе и благотворительной деятельности с директором Ильей Хролом (на фото). Тимашевский завод изоляции труб со дня своего основания претерпел разные этапы развития. Были и довольно мрачные времена, когда предприятие переходило из рук в руки. В Интернете есть немало материалов о нешуточных баталиях, что велись за Тимашевский ЗИТ до определенного момента. Этот момент настал, когда руководить заводом пригласили уральского промышленника Илью Хрола.
Удручающее наследство
Предприятие с похожей отраслевой направленностью, располагающееся в г. Челябинске, возглавляет его брат Егор. А потому трудностей, вопросов, что делать и куда двигаться, у нашего собеседника не возникало.
— Наследство нам, конечно, досталось удручающее, — поделился Илья Олегович. — Предыдущие владельцы выжимали с завода все, что могли, пытаясь максимально распродать его активы. Несколько раз вставал вопрос о банкротстве предприятия.
Новая команда пришла на завод в 2016-м. И сразу же взялась за переформатирование производства, включая работу с оборудованием, персоналом. 2018 год оказался, несмотря на усилия, убыточным. А вот к концу 2019-го ситуацию удалось стабилизировать. В 2020-м, когда получилось возобновить старые связи (кто бы знал, чего это стоило), обелить репутацию перед госкорпорациями, которые являются основными заказчиками продукции завода, сложился уже положительный баланс.
— Конечно, мировые события, отразившиеся на экономической ситуации внутри страны, накладывают свой отпечаток, порой очень серьезный, на нашу работу, — говорит Илья Хрол, — но мы стараемся.

Постоянные клиенты им доверяют
Сегодня предприятие работает как с собственным материалом, так и на давальческом — с трубами заказчика. Специализация завода — это нанесение внутреннего или внешнего защитного слоя. Могут тимашевцы и восстанавливать изделия, бывшие в употреблении. Современное оборудование ведущих зарубежных фирм, качественные материалы, строгое соблюдение технологии и приемлемые цены — вот те аргументы, которые привлекают клиентов со всех уголков страны и ближнего зарубежья.
Трудно ли сегодня в условиях санкций находить заказы, заключать договора, искать рынки сбыта, спросили мы у директора.
— У нас, конечно, есть пул постоянных клиентов, — ответил Илья Хрол. — Плюс никто не отменял сарафанное радио. Репутация долго нарабатывается, но потом работает на тебя. К нам приходят люди с заказами по ЮФО, по Северо-Кавказскому федеральному округу. Мы здесь практически единственные, кто может качественно оказывать услуги по нанесению покрытий для металлических труб самого разного назначения: водоводы, трубопроводы питьевой воды, канализационные, нефтетрубопроводы, газопроводы.
Не стоять на месте, двигаться вперед
А еще предприятие открыло дополнительный цех по нанесению покрытия на трубы буровые, насосно-компрессорные и обсадные. То есть это расширение, скажем так, линейки на малых диаметрах. И сегодня Тимашевский ЗИТ охватывает практически все типоразмеры металлических труб, которым нужно наносить внутреннее покрытие.
— Заказы в столь сложное время даются тяжело, с этим не поспоришь, — говорит руководитель. — Мы, производители, все между собой общаемся, интересуемся, у кого как обстоят дела в зависимости от региональности. И не везде, мягко говоря, дела идут гладко. Но мы стараемся, больше, наверное, все-таки на личных связях выплываем и реанимируем старые проекты.
Тимашевцам доверяют, потому что, как утверждает Илья Хрол, заказчики точно знают, что они получат и по какой цене. То есть не будет никаких дополнительных соглашений и подводных камней. Вот почему есть доверие со стороны крупных госкорпораций. А теперь еще на заводе очень рассчитывают на сотрудничество с компанией «Транснефть». Тимашевцы только-только про-шли необходимые проверки и аудит. Были сделаны некоторые замечания, которые уже устранены. И теперь, как только формальности будут улажены, предприятие внесут в соответствующий реестр и оно станет полноправным партнером, поставщиком для такой серьезной компании, как «Транснефть», которая работает в нашем регионе.

— Мы стараемся удержать, как бы ни было трудно, и партнеров в ближнем зарубежье, в частности в Грузии, Армении, Азербайджане, — рассказал Илья Хрол. — До недавнего времени это был и Казахстан, но сейчас он работает с Уралом, иногда Беларусь.
Не всегда старания приводят к результату. Очень мешают развитию партнерских связей с ближним зарубежьем санкционные режимы. Предприятие страдает от того, что постоянно меняются банковские условия, подчеркнул директор, приходится подстраиваться, чтобы не потерять заказчиков в странах СНГ.
Костяк коллектива сохранили
Спросили директора о коллективе. Ответил честно: от многих пришлось избавиться. Когда человек не настроен на работу, не ориентирован на общее дело, на конечный результат и не скрывает, что приходит только за зарплатой, толку не будет.
Костяк, конечно, удалось сохранить. Есть люди, которые работают с первых дней существования завода. Руководство по мере возможности поддерживает добросовестных работников. Зарплата, признался директор, по нынешним меркам небольшая, но стабильная, есть соцпакет, доплаты за вредное производство, рабочим выдают спецодежду, действует на заводе система охраны труда.
Но проблема с кадрами есть, поделился директор. И не потому, что администрация предприятия выдвигает какие-то немыслимые требования к навыкам рабочих. Но квалификация и навыки работы на производстве требуются. Вот, скажем, в настоящее время на завод нужен специалист по охране труда. Но найти ответственного работника пока не выходит.
Обсудили мы и вопрос подготовки кадров для производства. Назвали нам яркий пример наставничества. Скажем, братья Скворцовы, которые на ТЗИТе работают с первого дня и сейчас воспитывают молодежь. По мнению директора, очень многое зависит от наставника.
— У них самих глаза горят, — говорит Илья Хрол. — Люди хотят оставить после себя след на предприятии, они очень много лет жизни отдали заводу, он для них родной. Молодежь, как нам кажется, конечно, тоже должна цепляться, нужно создавать для этого условия, но не все, увы, хотят работать, вот в чем проблема!
Средний возраст работающих на заводе изоляции труб сегодня — за 45 лет. Молодая кровь вливается очень слабо, хотя руководство готово принимать молодых людей с элементарным представлением о станках с числовым программным управлением, главное, чтобы было желание их освоить.

От слесаря до бизнесмена
Илья Хрол сам начинал трудовую карьеру слесарем механо-сборочных работ. Поработал где-то полгода, понял, что ему это не совсем интересно, надо куда-то двигаться. Поступил на вечернее отделение института, машиностроительный факультет.
Во время учебы пришло осознание, что «штанишки» слесаря ему малы, и Илья ушел работать мастером на Златоустовский завод металлоконструкций. А с получением диплома о высшем образовании перебрался в Челябинск. В индустриально развитом областном центре практически с нуля построили с командой отличное предприятие по производству металлоконструкций и теплоизоляции труб, была начата работа по освоению первых изделий из железобетона. Признается, что удалось реализовать очень хорошую задумку. Брат сейчас руководит этим бизнесом.
— Получилось очень достойное предприятие, мне за него не стыдно, — поделился Илья Олегович. — Сегодня это крепкое производство железобетонных изделий, пенополимерминеральной изоляции труб (ППМИ), пенополиуретановой изоляции (ППУ), металлоконструкций и др.
Стал антикризисным управляющим
А потом Илье Олеговичу в 2018 году предложили возглавить катящийся под откос завод изоляции труб в Тимашевске. Приехал, ознакомился с положением дел, и так получилось, что резко перебрался сюда, став фактически на тот момент антикризисным управляющим ТЗИТа.
В настоящее время численность персонала составляет 127 человек. Пока, к сожалению, это односменный режим работы. Но руководитель очень рассчитывает, что в ближайшей перспективе заводу удастся выйти на полную мощность.
— Регионы отстраивать нужно, новые территории восстанавливать. Поэтому, думаю, свою нишу и объемы работ мы в присоединившихся регионах найдем, — поделился планами на перспективу Илья Олегович.
Нет безвыходных ситуаций?
Немало тернистых дорог приходится протаптывать коллективу уникального для нашего края предприятия. Например, был у завода очень интересный проект в Архызе. Не углубляясь особо в тонкости производства, поясним: внутренние покрытия, например, у нас традиционно выполнялись раньше на американском материале, так называемом амеркоате. Амеркоат — это эпоксидная краска, которая применяется для защиты трубопроводов, эксплуатирующихся в условиях транспортирвки питьевой воды, агрессивной химической среды, при повышенном воздействии влаги.
— На протяжении многих лет действовала эта технология, все проекты закладывались именно на этом материале, — пояснил Илья Хрол. — После известных событий компания PPG PMC Inc, которая производит в США краску amercoat, решила покинуть российский рынок. И с чем столкнулись мы? Заменить ее было некем, образовалась брешь.
Оказалось, говорит наш собеседник, никогда и никто в России этим не занимался, и отрасль оказалась не готова к тому, что ушел единственный поставщик. Пришлось включать мозги. Изобретать собственные материалы.
— Да, мы приложили усилия, приложили свои знания, проявили определенную прыть, — говорит Илья Хрол. — В результате добились производства совместно с партнерами такого хорошего материала, российского, который назвали Инелка Сэйл. И мы его в качестве пилотного проекта использовали на территории Архыза. Материал оказался хорошим, прошел испытания.
Руководитель в целом уверен, что не бывает безвыходных ситуаций. Главное — не сдаваться и не падать духом!
Помощь фронту
Но не только заботами о развитии предприятия живет Илья Олегович. Он еще активно помогает фронту. Причем делает это исключительно из собственных средств.
— Началось все просто. Позвонили из воинской части и попросили помощи, — рассказал Илья Хрол. — Созвонился с Денисом Середовым, моим бывшем сослуживцем, поставил его перед фактом: строим расположение части на запорожском направлении, люди обратились за помощью. И тот предложил купить две фуры леса. А это практически полтора миллиона рублей. Он живет в Санкт-Петербурге, работает в IT-сфере. Мы служили с ним на одном корабле, подписывали вместе контракт, всю службу прошли плечом к плечу. Когда мой брат узнал об этом тандеме, обиженно спросил: «А почему меня не берете в свою компанию?». Хотя сам участвует в сборе помощи СВО в Челябинске. И вот нас уже трое помощников.
О своей помощи фронту Илья Хрол рассказывал крайне не-охотно. Но во дворе завода мы обратили внимание на внедорожник с иногородними номерами. Полюбопытствовали. Оказалось, машина готова к отправке в зону СВО, но бойцы сами не могут приехать за ней. Заводчане думают, как своими силами автомобиль туда транспортировать.
По словам директора, запросы разные приходят от бойцов, и каждому он старается помочь вместе со своей командой. Не одну машину с гуманитарным грузом за последние два года отправили. Одна из последних покупок — кроссовый мотоцикл и квадрокоптер для наших бойцов. Мотоцикл маневренный, скоростной, повышенной проходимости — то, что надо, чтобы доставить на боевые позиции необходимое.
— Уже стоит бросить клич, и мои заводчане подключаются к сбору, — и в этом, вероятно, тоже есть некая форма доверия руководителю. — УАЗ купили, а также квадрокоптеры и дополнительно к ним еще рации, камеры, спецкаски — то, что ребята просили. А все остальное — продукты питания, соленья — работники принесли, ящиками. То есть заводчане, молодцы, откликнулись. Эта работа тоже сплачивает людей.
Безусловно, с голоду наши бойцы не умирают. Но ребятам так хочется домашнего! Подумали на ТЗИТе, вспомнили о дембельской каше из печенья и сгущенки и решили отправить на фронт сладкий подарок. Купили тонну печенья, 1,5 тонны сгущенки в Кореновске, да еще пару тонн яблок в Медведовской. Пусть оторвутся пацаны!
В семье Ильи Хрола с пониманием относятся к тому, что их папа активно помогает фронту, знают, что просто так мир и спокойная жизнь не придут. Мальчишки-близняшки, которым по 8 лет, иногда озадачивают отца взрослыми вопросами.
— Мальчикам я стараюсь объяснять, кто такие бойцы СВО, за что мы на Украине боремся. Знали они лично близких людей нашей семьи, которые погибли: это дядя Никита из Екатеринбурга, близкий друг, да и заводчане наши есть в списках погибших, такие, как Валера Монако и Денис Генералов.
То есть желание помогать фронту возникло не на пустом месте. Но оно у него не сиюминутное, мол, помог и хватит.
— Оказывали помощь, оказываем и будем оказывать, — уверенно сказал Илья Олегович, — пока граница не будет установлена, с полосатыми столбиками и с овчарками, чтобы все видели — она на замке!
Факты. Тимашевский завод изоляции труб был образован в 2006 году. Основной специализацией является внешнее и внутреннее покрытие металлических труб защитными антикоррозионными материалами. За годы существования производственная линия обзавелась всем необходимым оборудованием для предоставления полного комплекса услуг по изоляции магистралей разного диаметра. Основными клиентами предприятия являются компании Транснефть, Газпром, Башнефть, Роснефть, ТМК и другие крупные предприятия.