Татьяна Ольховская: «Я являюсь держателем дебетовой карты «Виза» и Золотой карты «Голд», а также социальной карты «Мир» Сбербанка России. В марте этого года я обнаружила, что с моей карты списаны средства в сумме более 40 тыс. руб. У меня отключен мобильный банк. При попытке войти в сервис банк-онлайн мне было отказано в доступе. Я обратилась в службу поддержки банка на номер 900, где мне сообщили, что с моей карты «Голд» были совершены мошеннические действия. В местном отделении Сбербанка в Тимашевске мне помогли заново зарегистрировать доступ в онлайн-банк и 28 марта 2019 г. выдали распечатку о совершенных операциях, где отражена заявка на кредит, которую я не осуществляла, и снятие денег в сети Интернет. После этого мне заблокировали доступ в онлайн-кабинет и посоветовали обратиться в правоохранительные органы. Что я и сделала в конце апреля 2019 г. По настоящее время из органов МВД мне пришли четыре письма о том, что дело передано в вышестоящую инстанцию для принятия решения.
Мои пожелания читателям газеты: прислушаться к советам специалистов и как можно меньше обращаться к онлайн заявкам на кредиты и не отвечать на звонки от якобы банков с незнакомых номеров».

От редакции. Мы сделали запрос в Сбербанк с просьбой прокомментировать данную ситуацию. Ответ поступил от пресс-службы Краснодарского ГОСБ, Юго-Западного банка ПАО Сбербанк.

Александра Татомир, пресс-служба Сбербанка:

«Обращение каждого из наших клиентов рассматривается банком индивидуально. При наличии обращения клиента в правоохранительные органы банк активно сотрудничает с полицией для расследования уголовных дел и формирования доказательной базы в суде. По обращениям Т.Н. Ольховской было проведено расследование, в результате которого обращение клиента не было удовлетворено. Информация, содержащаяся в запросе, частично соответствует действительности. От клиента было получено две заявки на кредит, которые были одобрены в приложении «Сбербанк Онлайн». В течение двух месяцев по карте клиента в разное время было зафиксировано несколько подозрительных операций на списание денежных средств. При подозрении, что от имени клиента осуществляются несанкционированные операции, банк по своей инициативе может заблокировать карту клиента, услуги «Сбербанк Онлайн» и «Мобильный Банк». По карте Т.Н. Ольховской блокировка проводилась банком три раза. Каждый раз для возобновления работы услуг и разблокировки карты в банк обращались с номера телефона, привязанного к карте клиента, и подтверждали легитимность подключения и сделанных операций, сообщали дополнительную секретную информацию о клиенте. Таким образом, у банка не осталось сомнений в том, что клиент самостоятельно проводит операции и действует от своего имени (при возобновленном действии услуг «Мобильного банка» и «Сбербанк Онлайн»), банковские процедуры безопасности были соблюдены».

Рекомендации клиентам

  1. Ознакомьтесь с правилами безопасности, которые размещены на сайте банка в разделе «Меры безопасности».
  2. Не подключайте к услуге «Мобильный банк» телефоны, которые вам не принадлежат, по просьбе третьих лиц, даже если к вам обратились от имени сотрудников банка.
  3. При потере мобильного телефона c подключенной услугой «Мобильный банк» или мобильным приложением «Сбербанк Онлайн» следует срочно обратиться к оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты и в Контактный центр банка для блокировки услуги «Мобильный банк» и/или «Сбербанк Онлайн».
  4. При смене номера телефона, на который подключена услуга «Мобильный банк», необходимо обратиться в любое внутреннее структурное подразделение и отключить услугу «Мобильный банк» от старого номера телефона и подключить услугу на новый номер. Помните, что операторы сотовой связи могут передать номер телефона другому абоненту, если он будет неактивным длительное время.
  5. Не оставляйте свой телефон без присмотра, чтобы исключить несанкционированное использование мобильных банковских услуг. Установите на телефоне пароль, данная возможность доступна для любых современных моделей смартфонов.
  6. При внезапном прекращении работы SIM-карты необходимо обратиться к оператору сотовой связи за уточнением причин — в отношении вас возможно проведение мошеннических действий третьими лицами.
  7. Не переходите по ссылкам и не устанавливайте приложения/обновления безопасности, пришедшие по SMS или электронной почте, в том числе якобы от имени банка.

Вопрос-ответ

Как может произойти выдача кредита без ведома заявителя?
— Выдача кредита не может произойти без ведома заявителя. Если заявление подано очно в отделении банка, клиент подписывает договор и предоставляет паспорт для своей аутентификации. Если заявка на кредит подана онлайн, клиенту придет смс-уведомление на номер телефона, привязанный к карте. Для зачисления денег на счет клиенту нужно будет провести ряд операций, подтверждающих зачисление денег на счет. Если клиент не подавал заявку на кредит и получил подобные уведомления, нужно немедленно обратиться в банк по номеру 900.

Какие подтверждающие документы могут быть у клиента и у банка при оформлении онлайн-кредита?
— При подаче заявки через Сбербанк онлайн статус заявки отображается в приложении. Если кредит одобрен, на номер телефона, привязанный к номеру карты клиента, приходит смс с кодом подтверждения, который нужно ввести в «Сбербанк Онлайн». После этого деньги зачисляются на счет.

Возможно ли получить онлайн-кредит физлицу не приходя лично в отделение Сбербанка?
— Можно. Большинство сервисов банка, в том числе потребительские кредиты, доступны клиентам онлайн без визита в банк. Для того чтобы оформить кредит, клиент подает заявку в «Сбербанк Онлайн», в течение короткого времени приходит ответ банка. Если кредит одобрен, на номер телефона, привязанный к номеру карты клиента, приходит смс с кодом подтверждения, который нужно ввести в «Сбербанк Онлайн». После подтверждения деньги зачисляются на счет клиента.