Подобно локомотиву он тащил свой груз до победного конца.

Таким интересным молодым человеком был наш земляк Виктор Чумаков

До того, как..

Станция Лена. До 1996 года она была междупутьем Восточно-Сибирской и Байкало-Амурской железных дорог. На сегодня это главная пассажирская станция в Усть-Кутском перегрузочном районе и транзитная для грузовых составов.

Удивительно, но на Ленских путях до сих пор можно встретить «мамонтов» локомотивной инженерии: полноценно работают электровозы ВЛ65 и ВЛ85, выпускавшиеся в 1983—1994 годах. Руки Виктора Чумакова касались не только этих, но даже узкоколейных локомотивов постарше. Он впервые попал в Усть-Кут в 60-е, до того, как тот стал воротами БАМа. Это можно назвать судьбой, провидением — чем угодно. Что-то заставило его, отличника учебы, комсорга, выпускника железнодорожного техникума, отказаться от престижного распределения и отправиться в Сибирь.

Истоки

Чумаков Виктор Павлович родился 6 июня 1940 года на Ставрополье в семье простых крестьян. Летом подростком работал помощником комбайнера. Чтобы получить школьный аттестат, поехал к тетке в Невинномысск. Она часто брала Витю на работу в железнодорожное депо. Там он и понял свое будущее.

Школу окончил с серебряной медалью, поступил в железнодорожный техникум города Орджоникидзе. Во время производственной практики в Гудермесе студент встретил молодую учительницу Зою Черненко, которая стала спутницей жизни.

1961 год. Виктору Чумакову, как одному из лучших выпускников техникума, предложили направление в Ленинградское депо, но он выбрал Восточно-Сибирскую железную дорогу, решив по-ломоносовски, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Виктор оказался в глуши северного района Иркутской области.

Путь в будущие ворота БАМа

Поселок Вихоревка встретил романтика угрюмо. Из «достопримечательностей» здесь были две тюремные зоны и лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков.

Благоустройств никаких, местные жили в деревянных бараках. Поднимать Вихоревку направляли выпускников строительных училищ, но не все выдерживали.

Руки Вити Чумакова сгодились на строительстве локомотивного депо. Через год он перевез молодую жену Зою, им выделили проходную комнату в общежитии, а после рождения дочери двухкомнатную «хрущевку». Зоя работала учительницей, а неугомонный Виктор поступил на заочное отделение Омского железнодорожного института.

Когда на свет появился сынок, Виктор решил, что пора бы расти в профессии, и пошел мастером ремонтного цеха в депо. Проявил себя высококлассным специалистом и получил предложение стать замначальника депо на станции Лена, в будущие ворота БАМа — город Усть-Кут.

Снега в Сибири много! Лыжные прогулки всей семьей. Фото из семейного архива.

Вихри судьбы

Наводя свой, «чумаковский», идеальный порядок в ремонтном хозяйстве, Виктор Павлович пропадал в Ленском депо сутками. Получилось скопить денег и купить домик «на югах», в Тимашевске. Южная родня надавила на Чумаковых переехать на Кубань. На Тимашевской узловой станции начинал карьеру заново, обычным мастером-ремонтником. Тогда же у Виктора Павловича завязалась крепкая мужская дружба с главным инженером Тимашевского депо Виктором Умновым. Так бы они и жили-не тужили, если бы не БАМ…

На семейном совете Чумаковых большинство выступило «против», но через неделю вся семья — Виктор, Зоя и двое ребятишек — ехали поездом на БАМ. Вихрь судьбы забросил их в Вихоревку, откуда начиналась карьера главы семьи. Ему предложили в депо должность зама по ремонту.

Объектом, вокруг которого шло формирование Вихоревского железнодорожного узла, стало локомотивное депо, где трудился Чумаков. Осваивали новый тип локомотивов, железнодорожники ремонтировали подвижной состав, доставляли грузы и пассажиров по ВСЖД. Вихоревка стала важной частичкой БАМа, от работы которой зависело дело государственного масштаба. Магистраль расширялась от Тайшета до Советской Гавани (порт Ванино), с 1972 по 1979 год одними только строителями-монтажниками поезда № 274 было протянуто около 200 километров вторых железнодорожных путей от Кешево до Падунских порогов и столько же подъездных путей к БрАзу и БЛПК. Реконструкция станций и перегонов шла без остановки движения поездов!

С приездом строителей в глухом поселке началось стремительное возведение кирпичных жилых домов, школ, детских садов, были выстроены больница и дом культуры «Железнодорожник». В 1978 году Вихоревское депо получило переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Старая дружба не ржавеет

Чумакову предложили должность первого заместителя начальника Братского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.

А потом пришли лихие 90-е. Здоровье и силы стремительно таяли, а лечиться было не на что — дефолт уничтожил многолетние накопления семьи. Серые больничные будни, операция за операцией, да к тому же конфликт с руководством…

Чумаковы в Тимашевске начали с чистого листа. Наш герой заступил на должность главного инженера депо и трудился, пока болезнь в 2014 году не вынудила его оставить любимое дело.

P.S. Сын и дочь Виктора Павловича пошли по стопам отца. Татьяна Викторовна была ведущим инженером Тимашевского депо и ведущим экономистом СКЖД, ныне пенсионерка. Владимир Викторович инженер локомотивного депо той самой Вихоревки Иркутской области.

Стройка для избранных? 1974 г. От станции трудовой молодости Виктора Павловича, города Усть-Кута, стартовало строительство железнодорожной магистрали до Комсомольска-на-Амуре.

Серый город, зажатый хребтами гор вдоль Лены, с наплывом энтузиастов-строителей выглядел как муравейник. Основной инструмент в руках — топор. Но техника сюда шла самая передовая: самосвалы и бульдозеры высотой с трехэтажку, лазерные комплексы и бурильные установки, современнейшее импортное оборудование.

Стать бамовцем было все равно что космонавтом, потребительская корзина строителя изобиловала для той поры деликатесами. Это была стройка «для избранных». Но не за итальянскими сапогами стремились сюда добровольцы из всех республик страны. Первыми бамовцами стали работники строительно-монтажного поезда № 266 треста «Ангарстрой». Они рубили просеку, корчевали пни по шею в снегу, укладывали рельсы, строили жилье…